Педагогика и воспитание » Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач » Что такое сюжетные задачи

Что такое сюжетные задачи

Страница 2

1) количество общих для обоих предметов признаков должно быть как можно больше;

2) общие признаки должны быть существенными и охватывать различные стороны сравниваемых объектов;

3) признак или способ действия, который предполагается у другого объекта, должна быть такого же типа, как другие признаки, общие для обоих предметов.

Рассуждения по аналогии основаны на операции сравнения в форме соотнесения и сопоставления существенных признаков объектов, а сам процесс осуществляется на основе анализа, абстрагирования, синтеза. По уровню творчества различают три вида аналогии: ассоциативная, алгоритмическая, эвристическая.

Ассоциативная аналогия происходит на уровне репродуктивной деятельности, выводы на ее основе имеют ситуативный характер. Но для младших школьников - это доступный и интересный способ формулировки новых выводов, поиска новых признаков, качеств, функций.

Интересные задания на этот вид аналогии дает естественный материал. Например: можно сравнить лес с многоэтажным домом? Почему? Снег, лед, вода - ближайшие родственники. О каких природные явлениях можно сказать так же?

Другие функции в развитии познавательных способностей младших школьников выполняет алгоритмическая аналогия, с помощью которой дети, опираясь на известный способ действия, самостоятельно приходят к выводу о возможности его применения в несколько измененных условиях, т.е. вносят в известный способ определенные изменения.

Высокого уровня самостоятельности мышления требует от учащихся применение эвристической аналогии. Суть ее в том, что на основе сходства явлений или объектов, которые, казалось бы, нельзя сравнивать, возникают догадки, предположения о способе решения проблемы. Этот вид аналогии требует высокой степени абстрактного мышления учащихся, их аналитико-синтетической деятельности.

Задачи на эвристическую аналогию даются на различных уроках. Особенно целесообразно их использование на уроках математики, окружающего мира, русского языка.

Приведем примеры заданий на эвристическую аналогию уроков окружающего мира:

- Вспомните, как образовались капли на крышке кастрюли с кипящей водой. Подумайте, какое явление в природе можно объяснить с помощью этого опыта. Почему?

Развивающие функции самостоятельного ознакомления с новым материалом проявляются в том, что оно предусматривает самоорганизацию и выполнение учащимися во взаимосвязи многих учебных действий, направленных на один результат. Самостоятельно знакомясь с новым материалом по учебнику или другим источникам, школьник фактически выполняет несколько соподчиненных задач: определяет цели, вычленяет неизвестное, концентрирует внимание на главном, устанавливает последовательность действий, контролирует их.

Что должно быть ориентиром для учителя в определении материала для самостоятельной поисковой работы?

Это:1) прочное, сознательное владение учащимися знаниями, на которых основывается новый материал;2) возможность актуализации опорных знаний через подготовительные упражнения;3) доступность, четкость изложения материала в учебнике;4) уровень сформированности умений работать с учебниками, картами, достаточный темп письма и чтения.

Определяя материал для поисковой самостоятельной работы, учитель должен исходить из того, что дети хорошо усвоили предыдущий материал, на котором в той или иной степени основывается изучение нового. Так же надо очень внимательно определить способ постановки задачи. Инструкция должна быть лаконичной, но точной и полной, отражать последовательный ход рассуждений, практических действий, которые необходимо выполнить.

Для самостоятельного ознакомления с новым материалом учащимся вполне доступны и новые виды задач. В методической литературе подчеркивается, что современная программа начальных классов ставит требование формировать у ребенка умение решать не определенный вид задач, а любые. Именно поэтому система отбора и размещения их в учебнике направлена на обеспечение благоприятных условий для обобщения способов действий.

В определении содержания и характера помощи детям при решении задачи обычно учитель ориентируется на общие требования к работе над ней. Готовясь к уроку, полезно продумать, какой вид коротких записей целесообразно применить при решении; начинать разбор от искомого или от данных, ориентируясь на основной вопрос задачи; возможны различные способы решения и, если да, то какой из них наиболее рациональный ; как оформить решение. Работу лучше строить так, чтобы не сдерживать мнения учеников, чтобы они учились самостоятельно думать. А для этого следует также предусмотреть, какие вопросы могут возникнуть.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях
Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как: система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой ...

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Исследование проводилось ...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Люб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru