Педагогика и воспитание » Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач » Что такое сюжетные задачи

Что такое сюжетные задачи

Страница 3

Для самостоятельного ознакомления учащихся с новым естественным материалом им в основном предлагают текст из учебника описательного характера. Перед чтением учитель за минуту сообщает цель работы, называет упражнение, которое следует разработать, и, обязательно, ставит контрольные вопросы, на которые нужно подготовить ответы в процессе чтения.

Иногда, целесообразно поставить перед учениками и проблемный вопрос, выслушать их соображения, а затем предложить прочитать упражнение и сделать правильный вывод.

Важно, чтобы в процессе выполнения самостоятельной работы учитель предлагал детям познавательные задачи: сортировка учебного материала по определенным критериям; сравнения в форме сопоставления и противопоставления как средство открытия новых свойств, признаков предметов, изучаемых, подготовка заключений по аналогии; классификация, выделение главного, установление причинно-следственных связей; доказательства истинности суждений.

Исключительные возможности для формирования опыта творческой деятельности учащихся имеет исследовательский метод. Некоторые учителя считают его недоступным для младших школьников. Да, он действительно сложный по способу руководства познавательной деятельностью учащихся, требует от детей развитых поисковых умений.

Но исследования показывают, что выполнение учащимися 3-4 классов элементарных исследовательских задач - не только возможно, но и эффективно для их развития. Установлено, что на протяжении обучения в начальной школе учащиеся при соответствующей процессуальной и мотивационной подготовки способны участвовать в различных видах учебно-исследовательских задач

Например, формирование новых понятий на основе длительных наблюдений с последующим установлением причинно-следственных связей, освоение свойств объектов через экспериментальное «открытие» во время опытов. Руководствуясь принятой целью, дети на некоторых этапах самостоятельно планируют ход работы, подбирают материал для наблюдений, опытов, высказывают предположение, фиксируют результаты исследований, делают зарисовки, выводы, доказывают. Так, в исследовательском методе работает весь диапазон поисковых умений ребенка.

Чтобы заинтересовать школьников исследованиями, нужно привить им сначала вкус к вдумчивому накоплению и осмыслению наблюдений, проведению кратковременных экспериментов с известными объектами, которые открывают новые свойства. Полезно также подключать весь класс к групповым исследовательским задачам, рассчитанным на 2-3 недели (а может, и на месяц).

Таким образом, формирование опыта поисковой деятельности учащихся в атмосфере всеобщего увлечения интересным делом не только имеет развивающее значение, но и объединяет процесс обучения и воспитания, стимулирует познавательные потребности. В течение обучения в начальной школе учителя должны привлекать младших школьников к систематическому решению познавательных задач с помощью приемов умственной деятельности, участию в эвристических беседах, выполнению самостоятельных заданий разной сложности, проведению элементарных исследований.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Определение профессиональной ориентации умственно отсталых детей во вспомогательной школе
Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопр ...

Наблюдение за учебным процессом на уроке иностранного языка
Наблюдение за учебным процессом в пятом «а» классе позволило определить влияние игр на формирование и развитие иноязычных навыков и умений и раскрыть личностный потенциал каждого ученика. Наблюдение за эмоционально- волевой сферой учеников, позволило сделать вывод, что в данном классе учились дети ...

Содержание, формы и методы обучения в братских школах
Уч. заведения, существовавшие в 16—18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ, объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (15 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru