Педагогика и воспитание » Методические основы организации групповой формы работы на занятиях по иностранному языку » Экспериментальная проверка эффективности работы в группах

Экспериментальная проверка эффективности работы в группах

Страница 7

Очевидно, что ИКТ на приведенном выше занятии давало более яркие примеры наглядности, которая является важным средством создания и поддержания внутренней мотивации учащихся.

Давайте теперь рассмотрим англо-немецкий урок в 5 классе. Тема занятия – «Мой город». Сценарий урока представляет собой ролевую игру учеников.

Что это такое? Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой деятельности: от чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции до собственно ролевой игры (Д.Б. Эльконин, Г.А. Китайгородская, Р.С. Аппатова, Е.И. Матецкая, К. Ливингстоун). Ролевую игру не надо путать с игровой деятельностью. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается и от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях (сказочных, фантастических) или вполне реальных, отражающих реальные события. Ролевая игра имеет ряд преимуществ. О. Финогенова отмечает следующие: мотивация, прагматизм, прикладной характер получаемых знаний, личностно-ориентированный подход.

К характерным признакам ролевых игр можно отнести следующие:

1. обязательное наличие в замысле игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации);

2. наличие и распределение ролей;

3. сценарий ролевой игры готовится заранее, но игроки действуют по заданному сценарию в соответствии с собственным пониманием своего персонажа. Это не выученные роли, здесь можно и нужно импровизировать.

4. наличие общей цели у коллектива.

5. коллективное принятие решений.

6. многоальтернативность решений.

В ролевых играх немаловажное значение приобретает сопровождающий фон – все виды наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы и т.д. В зависимости от сценария игры, ее сюжета возникает необходимость показать, где будет происходить действие, кто в нем участвует.

Ролевые игры носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для развития критического и творческого мышления.

Итак, возвратимся к выше указанному занятию в5 классе. Одна часть группы учащихся – туристы из Германии, владеющие английским языком, другая – принимающая сторона из Москвы, говорящая и на немецком, и на английском. Такая билингвальная ситуация вполне соответствует современной жизни. Многие европейцы владеют несколькими иностранными языками и могут поддержать общение на любом удобном для них языке.

Идея урока принадлежит учителям, работающим с данным коллективом школьников, Л.И. Либман и О.Б. Чунаевой. И первые шаги в реализации плана были продуманы ими. Однако, в ходе подготовки ребята так увлеклись игрой, что стали предлагать свои собственные идеи и дополнения. В результате, то занятие, которое было продемонстрировано на семинаре, стало плодом соавторства учащихся и учителей, их совместной творческой деятельности. Оно является отличным примером педагогического сотрудничества! А мультимедиа послужила средством для более выразительной аудиальной и визуальной наглядности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Модернизационные процессы на примере ДМШ г. Советска Кировской области
Рассмотрим процесс модернизации на примере Детской Музыкальной Школы Искусств имени М.С.Завалишиной г.Советска Кировской области. Школа была открыта в 1941 году, основные отделения здесь: инструментальное исполнительство (народное, академическое, эстрадное), вокальное искусство (народное, эстрадное ...

Здоровьесбережение на уроках безопасности жизнедеятельности в начальной школе
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жи ...

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru