В качестве одного из ведущих организационно-педагогических условий, обеспечивающих становление игровой компетентности студентов, мы предложили интеграцию. Интеграция способствует повышению системности и осознанности студентами психолого-педагогических знаний, формированию эмоционально-ценностного отношения к ним. Интеграция выступает важнейшей характеристикой профессионального мышления учителя.
В процессе формирования игровой компетентности студентов в нашем исследовании интеграция была связана: с выявлением и усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей педагогических, психологических, методических дисциплин; с созданием комплексного спецкурса «Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в современной школе».
Считая необходимым осуществление интегративных процессов на внутридисциплинарном и междисциплинарном уровнях, мы выявили междисциплинарные связи ретроспективного, синхронного и перспективного характера на основе сопоставительного анализа блока психолого-педагогических, философско-культурологических, предметно-методических дисциплин. Теоретический анализ основ конструирования интегрированного содержания показал целесообразность учета следующего:
психологические и педагогические теории, концепции, идеи носят социально-исторический, культурологический характер, при интеграции необходимо учитывать время, эпоху, особенности социокультурной ситуации;
расширяя содержательное пространство подготовки студентов к применению игровых технологий, интеграция обостряет разнообразные противоречия, позволяя более полно реализовать проблемный потенциал «синтетической» информации;
- уровни интеграции различны при формировании когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционально-ценностного, личностного компонентов игровой компетентности.
Привлечение межпредметной информации возможно для более точного описания психологических явлений и педагогических процессов, для их иллюстрации, для обогащения профессиональной памяти будущего учителя, для более корректного осуществления студентами анализа, синтеза и оценки.
Необходимость интеграции содержания психологических, педагогических, предметно-методических дисциплин обусловлена тем, что учитель в реальном образовательном процессе одновременно выполняет функции методиста, преподавателя математики (информатики), практического психолога, педагога. Мышление учителя имеет комплексный синтетический характер.
Вариативность заданий по психологическим и педагогическим дисциплинам является обязательным условием реализации модели подготовки студентов к применению игры. Вариативность заданий к семинарским, практическим занятиям, а также для самостоятельной работы студентов создает для будущих учителей пространство выбора, приучает их действовать в ситуации неопределенности, учитывать свои собственные интересы, потребности, оценивать потенциальные возможности. Студент, привыкший выбирать и отвечать за сделанный выбор, готов предоставить возможность выбора и своим ученикам. Использование игровых технологий связано с многообразными ситуациями выбора: выбор ролей, игровой процедуры, игрового материала, моделей игрового поведения и т.д. С одной стороны, применение игры предполагает готовность студентов осуществлять выбор, с другой стороны, подобная готовность постоянно развивается и корректируется в игре.
Другое по теме:
Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...
Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной
деятельности младших школьников на уроках природоведения
В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по 25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира. Формирующая часть эксперимента протекала по таким ...
Общие сведения об Успенской начальной школе
В МОУ Успенской СОШ работает 3 учителя начальных классов. Белецкая Г.Н. – учитель ΙΙ квалификационной категории, 33 года педагогического стажа, классный руководитель 2 класса. Федоренко Р.А. – учитель Ι квалификационной категории, 30 лет педагогического стажа, классный руководитель 1 ...