Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Технология самоанализа урока математики

Технология самоанализа урока математики

На основе теоретического материала нами разработана технология самоанализа урока математики.

Целью технологии самоанализа урока является повышение эффективности процесса обучения школьников математике.

Содержанием технологии самоанализа является урок математики. Подготовка к уроку математики и его проведение является специфичным по сравнению с другими дисциплинами, и анализ позволяет использовать эту специфику для повышения эффективности процесса обучения.

Формой технологии самоанализа урока математики является индивидуальная работа с учителем.

Работа учителя заключается в подготовке к уроку, его проведении, в анализе проведенного урока с целью определения резервов своей деятельности, в подведении итогов самоанализа, в проведении необходимой самостоятельной работы, направленной на заполнение обнаруженных резервов.

Методом технологии самоанализа урока математики является анкетирование. На основе теоретического материала нами разработана схема самоанализа урока математики.

Данная анкета предназначена для определения пяти основных компетентностей учителя математики при самоанализе урока: целевой, содержательной, методической, организационной и обобщающей.

Для определения компетентности учителя математики при самоанализе урока нами был использован индикативный подход. Каждая компетентность проверяется с помощью системы из трех индикаторов, которые дают качественную оценку проведенного урока математики. Для каждого индикатора также предлагается оценочная шкала в баллах от 0 до 2, которая позволяет дать количественную оценку уроку.

Целевую компетентность определяют три индикатора: уровень конкретности цели, соотнесение цели с задачами урока и уровень формирования познавательного интереса на уроке.

Для содержательной компетентности нами были выбраны три следующих индикатора: уровень конкретности при выделении основных дидактических единиц (теорем, свойств, правил и понятий), дифференциация содержания (по степени сложности, объему усвоения и видам помощи) и соответствие практической деятельности учащихся целям урока и этапам усвоения знаний.

Методическая компетентность определяют три индикатора: наличие само- и взаимоконтроля на уроке, соотнесение методов и содержания урока и соотнесение методов и цели урока.

При определении организационной компетентности нами использовались следующие индикаторы: обеспечение сотрудничества учащихся на уроке, уровень активности класса, соотнесение форм с целями, содержанием и методами обучения на уроке.

Обобщающую компетентность определяют индикаторы: достижение образовательной цели урока, достижение воспитательной цели урока и достижение развивающей цели урока.

При обработке результатов подсчитывается количество баллов по каждой компетентности анкеты. Максимальное количество баллов для каждой компетентности равно 6. Меньшее количество набранных баллов говорит о том, что учитель недостаточно компетентен в данном аспекте. Для повышения уровня компетентности необходимо выявить и проанализировать причины недочетов, а затем провести работу по их устранению.

Средством технологии самоанализа урока математики является анализ с выходом на систему упражнений. Проведенный урок математики анализируется по схеме самоанализа урока, делается вывод, и учитель на основе вывода может самостоятельно разработать систему упражнений и заданий, которые помогут ему повысить уровень компетентности. Высокий уровень компетентности по каждому компоненту позволит, на наш взгляд, повысить уровень обучения математике. Нами в данной работе подобран ряд упражнений по каждому аспекту урока, которые направлены на устранение пробелов в необходимом блоке структуры урока.

Подводя итог, можно сказать, что самоанализ урока математики по данной технологии дает качественную и количественную информацию о проведенном уроке, позволяет учителю выявить в какой части урока есть недочеты и их причины. На основе самоанализа учитель может самостоятельно разработать технологию управления процессом обучения школьников математике, что будет способствовать повышению эффективности работы учителя математики. Данная технология самоанализа урока математики может быть применена на практике.

Использование этой методики на практике рассмотрено во второй главе выпускной квалификационной работы.


Другое по теме:

Практическое обоснование проблемы активизации учебной деятельности младших школьников при изучении темы «Площадь фигур»
Основные задачи изучения геометрические материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно-практическое значение, и тем самым подгот ...

Наблюдение - ведущий метод изучения природы
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению и ...

История моделирования как метода познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru