Новая педагогика » Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов » Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Страница 7

На этом уроке после этапа актуализации знаний и объяснения решение задачи на нахождение процента от числа (задачи первого типа) учитель выписывает на доске так называемые «красивые проценты», нахождение которых наиболее простое и быстрое: 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 100%

Переводим проценты сначала в десятичную, а затем в обыкновенную дробь.

Учитель. Для того, чтобы найти 5,10,20,25,50 процентов, достаточно (судя по тем обыкновенным дробям, которые этим процентам соответствуют), число разделить на…

Ученик. 20, 10, 5, 4, 2 части

Далее при выполнении классной работы будем решать задачи первого типа (на нахождение процента от числа). Необходимо дать несколько задач, где встречаются «красивые проценты».

Задача.

Миша съел 75% всех конфет. Всего конфет было 56. Сколько конфет осталось?

Учитель, проходя по классу замечает того, кто уже начал решать задачу только что изученным «классическим» способом: число делим на сто, находим 1% и т.д. Ученик идет к доске и оформляет задачу.

Съел? шт. – 75%

Всего 56 шт. – 100%

Ост? шт. – ?%

Учитель. А можно ли эту же задачу решить проще?

Другой ученик. Да, узнаем, что осталось 100–75=25%, а 25% – это «красивый процент», поэтому число всех конфет достаточно поделить на 4.

Учитель. Иди к доске, посмотрим, кто решит задачу быстрее.

1 вариант

1) 56:100 = 0,56 – 1%

2)конфет осталось

2 вариант

1) 56:4=14 конфет осталось

Второй ученик справится быстрей.

Таким образом школьникам при помощи мини – соревнования наглядно показана быстрота, красота и удобство использования рационального способа решения задачи.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.

В ходе анализа научно–методической литературы были выделены различные приемы быстрого счета, приведено разделение этих приемов на общие и специальные, а также рассмотрены приемы, описанные различными математиками (С.А. Рачинским, Я. Трахтенбергом).

Помимо приемов устного счета в дипломной работе выделены приемы прикидки и оценки результата вычислений. Нами были обозначены лишь те приемы, которые доступны для понимания и усвоения учащихся 5–6 классов, а также связаны с теоретическим содержанием курса математики 5-6 классов и соответствуют идее, которая прослеживается в учебнике Виленикина Н.Я и др., который был использован при составлении фрагментов уроков.

В 5–6 классе для учеников самым трудным является этап самоконтроля. Выполнение контрольной работы быстрее всех, даже не задумываясь о возможности ошибки, является психологической особенностью школьников этого возраста. А обучение прикидке и оценке результата вычислений помогает ученикам найти неточности, благодаря тому, что они учатся видеть заведомо неверный ответ.

Формируя каждый из компонентов, мы формируем вычислительную культуру ученика в целом.

Эффективное формирование вычислительной культуры учащихся зависит от правильного сочетания форм и методов обучения учащихся, в основе которого лежит и учет психологических особенностей.

На основе анализа существующих методов, форм и средств обучения для формирования вычислительной культуры школьников, а в частности формирования прикидки и оценки результата вычислений, был выделен в качестве основного эвристический метод, и в параграфе четвертом подробно описано сходство этого приема с приемами прикидки.

При осуществлении обучения учащихся в 5–6 классах в соответствии с темой дипломной работы используются общие и специальные приемы устного счета, приемы рассуждений, приемы угадывания при обучении прикидке и оценке результата вычислений, полезны также будут наглядность и соревновательность.

В дипломной работе представлены разработанные автором 7 фрагментов уроков. В каждом фрагменте указан этап применения того или иного приема, обычно он следует после актуализации знаний или этапа устного счета.

Было установлено, что задачи на прикидку и оценку результатов вычислений встречаются не только в рассмотренных в работе учебниках математики для 5–6 классов, но и, что является наиболее важным, в заданиях итоговой государственной аттестации и единого государственного экзамена. Были приведены примеры таких заданий и способы их решения. А также, неотъемлемой частью является то, что обучение прикидке и оценке результатов вычислений считается обязательным, в соответствии с государственным стандартом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка. Понятно, что в младше ...

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Особенности развития графо-моторных навыков у младших школьников со стертой формой дизартрии
В последнее время актуальной проблемой является формирование графо-моторного навыка у младших школьников со стертой формой дизартрии. Особенностью данных расстройств является недоразвитие двигательной сферы, которое приводит к трудностям формирования графо-моторного навыка при обучении письму. Нару ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru