Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.
Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.
Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Формирующий эксперимент проводился так же в контрольном и экспериментальном классах.
На формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков русского языка для развития речи при работе над сочинением.
Темы экспериментальных уроков:
1. Моё домашнее животное.
2. Мой лучший друг.
3. Сочинение по серии картинок «На горке».
4. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».
5. Моя любимая игрушка.
Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, русского языка, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с сочинением. На последнем уроке («Моя любимая игрушка» проводился «контрольный срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений | |||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% |
5% | |
Низкий |
1% |
1% |
1% |
1% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
45% |
Средний |
30% |
25% |
25% |
35% | |
Низкий |
5% |
10% |
15% |
20% |
Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении - 4, максимальное - 14.
Другое по теме:
Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении
программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...
Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического
отношения к природе
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет). Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя ми ...
Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...