Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.
Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.
Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Формирующий эксперимент проводился так же в контрольном и экспериментальном классах.
На формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков русского языка для развития речи при работе над сочинением.
Темы экспериментальных уроков:
1. Моё домашнее животное.
2. Мой лучший друг.
3. Сочинение по серии картинок «На горке».
4. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».
5. Моя любимая игрушка.
Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, русского языка, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с сочинением. На последнем уроке («Моя любимая игрушка» проводился «контрольный срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений | |||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% |
5% | |
Низкий |
1% |
1% |
1% |
1% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
45% |
Средний |
30% |
25% |
25% |
35% | |
Низкий |
5% |
10% |
15% |
20% |
Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении - 4, максимальное - 14.
Другое по теме:
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку
Тестирование
как метод педагогического исследования означает "целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса ". В основе данной формы контроля леж ...
Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального
отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Выявить уровень знаний о неживой природе 2. Выявить уровень знаний о ...
Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...