Новая педагогика » Педагогические средства развития культуры речи младших школьников » Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Страница 2

Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1, максимальное - 8.

Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) - в экспериментальном классе 59%, в контрольном классе 55%, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - в экспериментальном классе 53%, в контрольном классе 45 % и 50%, а использовать прилагательные в описательном тексте - в экспериментальном классе 42%, в контрольном классе 36%.

В экспериментальном классе у учащихся данные умения сформированы частично – 23% - 35%, а в контрольном классе 18% - 35% - они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у контрольного класса – 46%.

Таким образом, данные умения сформированы на высоком уровне только в половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы частично или плохо.

Примеры детских сочинений (экспериментальный класс):

Васина Нина.

«Моя любимая игрушка - мама-зайчиха. Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я полюбила её».

Из сочинения видно, что Нина не вполне грамотно строит описание игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы 4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила её», - не понятно, кого девочка полюбила.

2. Кузьмов Денис.

«Моя любимая игрушка - человек-паук. Мне купили человека-паука. Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги. Выпускает паутину длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших пауков. В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка. Мне нравится моя игрушка».

Денис очень не последовательно строит описание основной части и неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не использует.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 35% учащихся низкий уровень развития этого умения.

Примеры детских сочинений (контрольный класс):

1. Григорьев Сергей.

«Моя любимая игрушка - акулка. На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво раскрашена в синий цвет. Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие».

В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён на абзацы и мало используются прилагательные.

2. Храмова Даша.

«Моя любимая игрушка - Король лев. Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега. Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король. Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим».

Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных. Рассматриваемые речевые умения в контрольном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/4 класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 36% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 46% учащихся низкий уровень развития этого умения. Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на уроках развития речи будет использование изобразительного творчества детей, а именно - тематических рисунков. С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап исследования. Далее нами был проведен формирующий этап исследования. Его задачи были следующие:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Монологическая речь
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является фо ...

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Роль насекомых в природе
Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru