4) Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово, предложение. (Пример: "улей", "домик", "машина", "луна", "жаба" - после выделения первых слогов получается предложения – "У дома лужа").
5) Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: буз, лод _, ка , ка даш.
6) Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, ле, точ, лас, ка).
7) Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
Так же проводилась работа по развитию фонематического анализа и синтеза. В ходе этой работы учитывалась последовательность формирования указанных форм языкового анализа в онтогенезе.
В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Лучше всего выделяется гласный из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.
Звуковой ряд из 2 - 3 гласных анализируются лучше, нем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению.
В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонетического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда слогов (ум, на), потом на материале слова из двух или более слогов.
Первоначальная работа проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполнял схему фишками. Действие, которое осуществлял ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
Следующим этапом был перевод фонематического анализа в речевой план без опоры на материализацию действия. Слово называлось, определялись первый, второй, третий и так далее звуки, уточнялось их количество.
Далее проводилась работа над фонематическим анализом в умственном плане. Ученики определяли количество и последовательность звуков, не называя слова, и непосредственно на слух не воспринимая его, то есть на основе представлений.
Примерные задания:
1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.
2. Подобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Принцип усложнения реализовался через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. При этом широко использовались письменные работы.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
1)Вставить пропущенные буквы в слова: ви . ка, ди . ан, ут . а, б . нокль.
2)Подобрать слова в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).
3)Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, кошка, банка, стол, волк и другие.
4)Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.
5) Добавить различное количество звуков к одному и тому же слоту, чтобы получилось слово: па - (пар); па - - (парк); на - - - (паром); па - - - - (паруса),
6) Подобрать слово с определённым количеством звуков.
7) Подобрать слово на каждый звук. Слово записывается ив доске, К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слона записываются в определенной последовательности: сначала слова из трех букв, затем из 4,5,6 букв.
р |
у |
ч |
к |
а |
Рот |
Уля |
Час |
Кот |
Аня |
Роза |
Угол |
Чаша |
Каша |
Аист |
Рукав |
Улица |
Чехол |
Корка |
Астра |
8) Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сыр – сын – сон; в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
9) Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?
Другое по теме:
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольног ...
Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших
школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников ...
Особенности формирования игровой компетентности на основном и
заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...