Новая педагогика » Нарушение письма у младших школьников » Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента

Страница 8

Логопедическая работа по преодолению дисграфии.

Логопедическая работа проводилась с учетом основных принципов:

- патогенетического принципа;

- принципа комплектности;

- принципа системности;

- принципа деятельностного подхода;

- принцип поэтапного формирования психологических функций;

- онтогенетического принципа;

- принципа учета "зоны ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому); - принципа опоры на сохранное звено нарушенной психологической функции;

- принципа учета психологической структуры процессов чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности;

- принципа учета симптоматики и степени выраженного нарушений чтения и письма;

- принципа максимальной опоры на полимодальные афферентации. на различные анализаторы (на начальных этапах работы), на возможно большее количество функциональных систем.

Для логопедической рабаты по преодолению нарушений письма использовались учебные пособия И.Н. Садовниковой Г.Г. Мисаренко, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой .

Направления работы по преодолению нарушений письма:

1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

2) развитие грамматического строя речи;

3) расширение словарного запаса обогащение активного словаря;

4) формирование связной речи.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводилась с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный).

При этом учитывалось, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков использовались и задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков велась по двум направлениям: работа над каждым из смешиваемых звуков, работа над слуховой и произносительной дифференциацией смешиваемых звуков.

Работа проводилась по следующему плану:

-уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное слуховое и тактильное восприятие, кинестетическое ощущение; -выделение звука на фоне слога;

-определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец);

-определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого произносится, перед каким звуком слышится в слове);

-выделение звука в предложении, тексте.

Далее проводилось сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществлялась в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью явилось их различение, поэтому речевой материал включал слова со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый звук соотносился с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимали письменные упражнения закрепляющие дифференциацию звуков. Работу по развитию слогового анализа и синтеза начали с использования вспомогательных приемов (отхлопать, отстучать слово по слогам и назвать их количество), затем работа проводилась в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

В процессе развития слогов анализа в речевом плане делался акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоение основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление в гласных.

Далее проводилась работа по выделению гласных звуков из слога и слова. Для этого сначала предлагались односложные слова (ох, ус, да, на, дом, стул, волк). Дети определяли гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Предлагали использовать графическую схему слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставился крестик в начале, середине или конце схемы:

Х Х _ _ Х

Затем проводилась работа на материале 2 и 3 сложных слов. Рекомендовались такие задания:

1) Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается по написанию (лужа, пила, лом, канава);

2) Записать только гласные данного слова;

3) Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы;

4) Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Примерные картинки: рама, окна, луна, рука, горка, каша, сумка, .астра, кошка, лодка.

Записываются следующие схемы: А а, о а, у _я.

Дня закрепления слогового анализа и синтеза предлагались следующие задания:

1) Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2) Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.

3) Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названиях которых 2-3-слога.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru