Новая педагогика » Развитие мышления и речи на уроках математики » О математических способностях

О математических способностях

Страница 2

В результате разум и труд, превратившие первобытного человека в человека современного, позволившие человечеству достичь вершин познания и создать шедевры в науке, литературе, искусстве, технике, остаются в стороне, формальные же сведения в лучшем случае укладываются на полках памяти.

Должно же быть иначе: память обязана играть лишь роль верного помощника разума, мысли, и не следует взваливать на нее несвойственную ей роль единственного пути познания. В памяти должны храниться сведения, идеи, методы, но они должны по мере надобности превращаться в активные методы при решении возникающих проблем. Точно так же невозможно научиться говорить на чужом языке, если снабдить память только словами, выражениями, правилами грамматики и синтаксиса. Однако этого мало. Необходимо научить человека активно использовать приобретенный запас знаний. А для этого необходимо говорить, писать, читать и тем самым не давать знаниям лежать мертвым грузом. Для математики упражнения на решение задач, доказательство теорем, логический анализ условий доказанных предложений и развитие способности провести необходимые рассуждения при измененных обозначениях так же обязательны, как разговор на вновь изучаемом языке.

Хорошо известно, что процент неудовлетворительных оценок по математике велик среди учащихся всех стран. Математика считается трудным предметом. Причина этого лежит, однако, не во врожденной неспособности части детей к математическому познанию. В действительности имеется много иных причин повышенного процента неудовлетворительных оценок по математике.

Большой ущерб обучению наносит отсутствие привычки вникать в смысл вводимых определений, осваивать их на примерах ранее полученных знаний и на самостоятельно решаемых задачах. Нередко учащиеся сводят изучение новых понятий к запоминанию определений, вместо того чтобы при этом улавливать и вложенный в них смысл. В результате наблюдается формализм полученных знаний, который не позволяет двигаться вперед разумно, мешает при решении задач и при последующих объяснениях учителя.

Мешает изучению математики отсутствие привычки внимательно следить за цепочкой логических выводов, критически их осмысливать, замечать отсутствие необходимых для полноты вывода звеньев рассуждения. Несомненно, что существует определенный разброс способностей этого рода и можно указать в каждом классе многочисленные примеры учеников, которые чувствуют себя при проведении логических рассуждений как бы в родной стихии, и учеников, которые быстро утомляются и теряют нить вывода. В этом случае систематическая тренировка на простейших задачах и логических примерах может принести неоценимую пользу.

Часто учащиеся предпочитают заучивать доказательства теорем без того, чтобы усвоить их основную идею, чтобы понять логику их проведения, стремятся запомнить каждый шаг вывода, каждое обозначение, каждое дополнительное построение вместо того, чтобы разобраться, зачем оно делается и в чем состоит связь звеньев рассуждения. Понятно, что при таком подходе ученик взваливает на себя непосильный труд, не развивая при этом умения учиться.

Школа и семья должны действовать совместно в воспитании у подростка привычки и потребности к самостоятельному труду, выполненному хорошо. Следует воспитывать удовлетворение от умственного напряжения, которое принесло видимые плоды. Это задача далеко не частная, она имеет огромное государственное значение.

Приступая к изучению алгебры и геометрии, нельзя назвать учащихся, которые неспособны к восприятию и усвоению школьного курса математики. Другое дело, что одни делают это быстрее и лучше, а другие — медленнее и не столь основательно. Это уже другой вопрос — статистический разброс свойств человека, который постоянно приходится наблюдать и при изучении массовых явлений природы.

Сейчас уместно сказать несколько слов о положении в классе учащихся со способностями выше средних. Здесь опасны обе крайности — как фактическое забвение их существования, так и чрезмерное подчеркивание их талантов. При первом отношении, которое случается нередко, поскольку учитель уделяет все внимание отстающим учащимся, можно легко сначала потерять интерес к предмету, а затем и сами способности. При втором же подходе можно вызвать у ученика чрезмерное самомнение и нарушение психологического равновесия в классе.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...

Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...

Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru