Таким образом, если раньше в более раннем возрасте в силу объективных причин сфера действия нравственной ответственности ограничивалась выбором поступка, то теперь в юношеском возрасте человек становится способным, а следовательно, и обязанным взять на себя ответственность и за выбор моральных ориентаций.
Нравственное развитие продолжается практически всю жизнь, но именно с юношеского возраста нравственное развитие личности уже может происходить на устойчивой почве моральных убеждений.
На основании проведённого нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы нужно отметить, что на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности полоролевые различия детей.
В ходе исследования было установлено, что каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. В подростковом возрасте наблюдается смещение и заострение внимания на отрицательных поступках личности. У девочек эти особенности выражены больше, чем у мальчиков. С возрастом наблюдается увеличение в разбросе систем ценностей.
Также подтверждается существование нескольких сензитивных периодов в развитии отдельных личностных качеств. Но все же своеобразная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает свой отпечаток на формирование личности.
В ходе исследования была достигнута цель, так как были изучены возрастные особенности нравственного сознания и нравственного поведения школьников.
Задачи, поставленные в начале исследования, реализованы в полном объёме.
Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение в ходе исследования, так как знание особенностей формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах будет способствовать успешному нравственному развитию.
Данная выпускная квалификационная работа и выводы, сделанные в результате исследования, окажут несомненную помощь учителям, школьным психологам, воспитателям, родителям и другим специалистам общеобразовательных школ.
Другое по теме:
Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элеме ...
Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в
учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...