Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения

Страница 2

- на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; детские инфекционные заболевания;

- повышение внутриглазного давления; внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте;

- недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота;

- травмы органа зрения;

- поражение центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга).

В 92% случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. Наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слепоты и слабовидения являются: атрофия зрительного нерва, врожденная патология хрусталика, в основном — катаракты, патология сетчатки, миопия (близорукость) высокой степени, последствия увеитов (воспалительных заболеваний сосудистой оболочки), врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление). Среди причин инвалидности по зрению доминирует миопия, второе место занимает врожденная патология, третье место — исход травмы, четвертое место делят заболевания зрительного нерва и сетчатки.

Нарушения зрения могут сочетаться с другими формами аномального развития (нарушения речи, слуха, интеллекта и др.).

Особенности психического развития детей с недостатками зрения исследовали и описывали В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Е.М.Мастюкова, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Г.А.Якунин и другие авторы. Исследователи отмечают, что психическое развитие детей с нарушением зрения принципиально не отличается от развития детей с нормальным зрением. Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения обусловлены трудностями в приеме и переработке получаемой извне информации, что замедляет процесс познания, задерживает формирование психических функций и приводит к отклонениям в познавательном, речевом и моторном развитии ребенка.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у детей с нарушением зрения зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения, а также от своевременного начала коррекционной работы.

Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии.

На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, бедность полученной информации, сужают общественные контакты, ограничивают возможность заниматься многими видами деятельности.

Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения ребенка с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми, что приводит его к изоляции не только в обществе, но и в семье.

Дефицит зрительных возможностей тормозит развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность, негативно влияют на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве.

Особенностями умственного развития слепых и слабовидящих детей являются слабость абстрактного мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Что касается памяти у слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает. Дети младшего школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорост ...

Методика организации работы по исторической карте
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацие ...

Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и на­блюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выпол­нению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверст­никами, бережного отношения к игрушкам и вещам, находя­щимся в общем пользо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru