Педагогика и воспитание » Процесс обучения младших школьников решению задач стохастического характера » Основные понятия теории вероятностей

Основные понятия теории вероятностей

Страница 5

Каждому событию А поставим в соответствие число Р(А) (его вероятность) так, что выполняются следующие свойства:

а) для всякого АS, справедливо: P(A) 0;

б) Р()=1;

в) если А и В несовместны (АВ = Ø ), то Р(А + В) = P(A) + P(В).

Тройка (, S, Р) называется вероятностным пространством.

Рассмотрим теоремы, которые образуют группу с общим названием «теоремы сложения».

Теорема. Пусть А и В – два несовместных события. Тогда вероятность того, что осуществится хотя бы одно из этих двух событий, равна сумме их вероятностей:

P(A+B)=P(A)+P(B).

Доказательство. Обозначим исходы, благоприятные для события А, через а1,а2,…,аm, а для события В – через b1,b2,…,bn. Вероятности этих исходов обозначим соответственно через p1,p2,…,pm и q1,q2,…,qn. Тогда событию A+B благоприятны все исходы a1,a2,…,am , b1,b2,…,bn. В силу того что события А и В несовместны, среди этих исходов нет повторяющихся. Поэтому вероятность события А+B равна сумме вероятностей этих исходов:

P(A+B)=p1+p2+…+pm+q1+q2+…+qn. Но p1+p2++pm=P(A),

q1+q2++qn=P(B), поэтому P(A+B)=P(A)+P(B)

Теорема доказана.

Если события А1,А2,…,Аn попарно несовместны, то событие A1+A2++An-1 несовместно с событием An .

Следствие. Если события А1,A2,…, Аn попарно несовместны, то вероятность объединения этих событий равна сумме их вероятностей:

P(A1+A2+…+An)=P(A1)+ P(A2)++P(An).

Доказательство. Как было отмечено выше, события A1+A2+…+An-1 и An несовместны, а потому имеем:

P(A1+A2+…+An-1+An)=P(A1+A2+…+Аn-1)+P(An).

Применяя это же рассуждение к 1-ому слагаемому и продолжая далее, после n-1 шага, имеем:

P(A1+A2+…+An)=P(A1)+ P(A2)+…+P(An).

Пример. В денежно-вещевой лотерее на серию в 1000 билетов приходится 120 денежных и 80 вещевых выигрышей. Какова вероятность какого – либо выигрыша на один лотерейный билет?

Решение. Если обозначить через А событие, состоящее в выпадении денежного выигрыша, и через В - вещевого, то из определения вероятности следует P(A)=120/1000=0,12; P(B)=80/1000=0,08. Интересующее нас событие представляет AUB, поэтому из теоремы сложения вытекает:

P(AUB)=P(A)+P(B)=0,2.

Таким образом, вероятность какого – либо выигрыша равна 0,2. Ответ. P(A+B)= 0,2.

Рассмотрим связь между вероятностями противоположных событий.

Теорема. Для любого события А имеем:

P()=1- P(A).

Доказательство. Для доказательства вспомним, что A+=Ω, P(Ω)=1 и A. Тогда по теореме получаем:

1=P(Ω)=P(A+)=P(A)+P(),

откуда следует требуемая формула.

Пример. Берётся наудачу натуральное трехзначное число от 10 до 99. Какова вероятность того, что две его цифры совпадают?

Решение. Опыт здесь состоит в том, что наудачу выбирается натуральное число от 10 до 99 и определяется, есть ли у него совпадающие цифры. События «взяли наудачу число N» (N=10,11,…,99) равновероятны (в этом смысл слова «наудачу») и образуют множество исходов этого опыта. Число исходов n=90. Нас интересует событие А − «у выбранного числа совпадают две цифры». Проще, однако, подсчитать вероятность противоположного события - «у выбранного числа все цифры различны». Каждое такое число есть размещение без повторений из 10 цифр по 3, не имеющее первым элементом нуль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Тестовые задания и правила их построения
Тесты, являясь частью многих педагогических новаций, позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к более эффективному обучению и контролю знаний у ...

Сущность принципа наглядности
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП
Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания (гл. III), которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru