Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя

Страница 1

Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога.

Творческий характер педагогической деятельности в полной мере отражается в педагогическом общении. Учитывая, что обще­ние само по себе является процессом творческим, не укладыва­ющимся в рамки стандартных рекомендаций, в профессиональ­ной деятельности педагога оно приобретает особое звучание. Учи­телю приходится общаться с людьми разного статуса, разного социального положения и возраста. В зависимости от ситуации педагог должен быть то строгим и требовательным, то добрым и сопереживаю­щим, то внимательным наблюдателем, то активным участником процесса общения.

Таким образом, коммуникативные педагогические задачи дол­жны решаться не на интуитивном, а на сознатель­ном уровне, опираясь на глубокие психолого-педагогические знания. Однако знания, не подкрепленные коммуникативными способностями и навыками конструктивного общения, могут пре­вратиться в декларативные правила и нормы поведения, которы­ми учитель часто оперирует по отношению к детям. Поэтому важ­нейшим условием профессионального развития педагога является, прежде всего, работа над собой, осознанное и осмысленное отно­шение к проблемам общекулътурного и профессионального об­щения.

Артеменко О.Н.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

Образовательная среда школы является сложным по структуре целостным образованием, включающим разноплановые компоненты (в том числе имеющие психологическую природу), например такие, как внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и учителей.

В школах с развивающейся образовательной средой, учителя на уроках активно ставят проблемы, сами задают проблемные вопросы и инициируют проблемные вопросы со стороны детей. Проблематизация содержания осуществляется «порционно», постепенно разворачиваясь и развиваясь в течение урока (от 2 до 7 «порций»). При этом обсуждается также большое количество конкретной информации.

Работа отдельных учащихся и всего класса поддерживается положительным оцениванием, шутками, веселыми замечаниями. На уроке учащиеся довольно много и интенсивно работают самостоятельно, как индивидуально, так и в группах. Учитель организует дискуссии всего класса и использует другие совместные формы работы детей (например, работу парами, тройками; с распределением функций: один ученик отвечает, другой оценивает – или ролей: один учащийся создает и защищает свой проект, другой ему оппонирует).

Школы с развивающей образовательной средой, в основном направлены «на детей». Наиболее ярко развивающий потенциал образовательной среды выражается в превышении уровня развития теоретического мышления (формируемого в процессе учебной деятельности) по сравнению с уровнем общих интеллектуальных способностей. В этих школах такое приращение проявлялось очень существенно, в то время как в школах второй группы уровень развития теоретического мышления часто оказывался значительно ниже их интеллектуальных возможностей (что подтверждается статистически при множественном сравнении).

Образовательная среда оказывает большое влияние на то, каким выйдет человек из-под «прокатного стана» педагогики. Существуют проблемы рассмотрения, мысленного разбора (анализа), оценки и даже специального проектирования и построения образовательных сред. Существуют такие среды как: догматическая образовательная среда, безмятежная образовательная среда, карьерная образовательная среда, творческая образовательная среда и развивающая образовательная среда.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным. 3. Дошкольное образовательное уч ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru