Педагогика и воспитание » Образование в высшей школе » Педагогика высшей школы, её специфика и категории

Педагогика высшей школы, её специфика и категории

Л.И. Гурье дает следующее определение педагогики высшей школы:

«Педагогика высшей школы – область знания, выражающего основные научные идеи, дающие целостное представление о закономерностях и существенных связях в учебно-познавательной, научной, воспитательной, профессиональной подготовке и всестороннем развитии студентов»

В первую очередь, нужно отметить, что педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. Предметом изучения педагогики высшей школы является лишь один этап в профессиональном становлении – процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.

Таким образом, будем понимать под педагогикой высшей школы – отрасль (раздел) общей (профессиональной) педагогики, изучающую основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса в вузе, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента, требования к личности преподавателя и студента и др.) эффективного осуществления профессиональной подготовки будущего специалиста.

Приведем задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики высшей школы как общее к частному. В них входят:

1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.

2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.

8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

Кроме этого можно выделить задачи педагогики вышей школы в практической области:

1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы.

2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирование у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи.

3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления.

4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия.

5. Анализ социально-педагогического фактора, законов и особенностей формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков, педагогического сознания.


Другое по теме:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Творческие способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. Другого пути нет. Лев Николаевич Толстой писал: "Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он будет только копировать". обучение творческий игра английский Одно из основных заданий школы - п ...

Проектирование занятий по технологии
Проект урока "Домашняя экономика" Предмет: технология Тема урока: "Домашняя экономика" Класс: 8 класс Цели урока: Образовательная: сформировать у учащихся понятия о месте домашней экономики в семье обществе; Развивающая: развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её рол ...

Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и на­блюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выпол­нению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверст­никами, бережного отношения к игрушкам и вещам, находя­щимся в общем пользо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru