Новая педагогика » Влияние учебной мотивации на уровень образованности младших школьников » Методы и средства стимулирования мотивации учения

Методы и средства стимулирования мотивации учения

Страница 3

Приемы составления разноуровневых заданий:

Первый прием очень простой - увеличение количества объектов и действий с ними. Например, учащимся предлагают решить примеры на выбор в одно действие или в два (а позднее и в три). Эти задания различаются объемом работы и сложностью.

В учебнике: 60+35,

На доске: 60+35-20

Следующий прием - предложить дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике. Например, одни ученики просто решают примеры, заданные учителем, а другие перед решением группируют их по каким-либо схожим признакам.

3. Выбор домашнего задания.

Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома, например:

а) кроме обязательного предлагается дополнительное задание для тех, кто захочет;

б) даются на выбор задачи разной сложности;

в) можно решить примеры, задачу, уравнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и решить их.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Внешние награды и порицания должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности.

Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.

3. Обучение исходя из запросов и интересов детей.

Для младших школьников необходимо, чтобы учение сопровождалось получением видимых, ощутимых результатов, которые полезны в жизни, позволяют более активно осваивать окружающий мир. Дети должны уметь читать, писать, считать, владеть своим телом, освоить основные трудовые навыки. Они должны понимать окружающий мир и адекватно его отражать.

Большое внимание следует уделять практической значимости изучаемого понятия.

4. Активизация учебно-познавательной деятельности.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: "Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь".

Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы. Например:

Занимательные задачи.

Познавательные вопросы.

Одним из путей активизации деятельности учащихся является и установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

Развивающие упражнения.

Творческие задания.

Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

5. Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учащихся.

Учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные, ориентированные на его возможности цели и задания. По этим нормам учитель и сам ученик оценивает полученные результаты. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная работа.

6. Безотметочная система оценивания.

Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает свое мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый взгляд выдвигается общегосударственный стандарт качества ЗУН, очень удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но выхолащивающий главное в учительском и ученическом труде - сам процесс овладения ЗУН.

7. Организация коллективной деятельности.

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют большую роль в становлении мотивации учения.

дети мотивация учение школьник

Рисунок 2

Структура индивидуальной, групповой и коллективной работы в классе из 16 человек.

Таким образом, формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной.

Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Рассмотренные нами приемы и методы помогут учителю в формировании положительной мотивации учения и возможно повысят уровень их образованности, а именно качественную успеваемость.

В главе I пункте 1.1. был систематизирован материал по проблеме изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте. Информация обобщена по принципу выделения наиболее практически значимых элементов мотивации, снабжена примерами из практики российских и зарубежных ученых, подкреплена мнениями ведущих специалистов.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru