Приемы составления разноуровневых заданий:
Первый прием очень простой - увеличение количества объектов и действий с ними. Например, учащимся предлагают решить примеры на выбор в одно действие или в два (а позднее и в три). Эти задания различаются объемом работы и сложностью.
В учебнике: 60+35,
На доске: 60+35-20
Следующий прием - предложить дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике. Например, одни ученики просто решают примеры, заданные учителем, а другие перед решением группируют их по каким-либо схожим признакам.
3. Выбор домашнего задания.
Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома, например:
а) кроме обязательного предлагается дополнительное задание для тех, кто захочет;
б) даются на выбор задачи разной сложности;
в) можно решить примеры, задачу, уравнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и решить их.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Внешние награды и порицания должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности.
Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.
3. Обучение исходя из запросов и интересов детей.
Для младших школьников необходимо, чтобы учение сопровождалось получением видимых, ощутимых результатов, которые полезны в жизни, позволяют более активно осваивать окружающий мир. Дети должны уметь читать, писать, считать, владеть своим телом, освоить основные трудовые навыки. Они должны понимать окружающий мир и адекватно его отражать.
Большое внимание следует уделять практической значимости изучаемого понятия.
4. Активизация учебно-познавательной деятельности.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: "Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь".
Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы. Например:
Занимательные задачи.
Познавательные вопросы.
Одним из путей активизации деятельности учащихся является и установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.
Развивающие упражнения.
Творческие задания.
Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
5. Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учащихся.
Учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные, ориентированные на его возможности цели и задания. По этим нормам учитель и сам ученик оценивает полученные результаты. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная работа.
6. Безотметочная система оценивания.
Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает свое мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый взгляд выдвигается общегосударственный стандарт качества ЗУН, очень удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но выхолащивающий главное в учительском и ученическом труде - сам процесс овладения ЗУН.
7. Организация коллективной деятельности.
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют большую роль в становлении мотивации учения.
дети мотивация учение школьник
Рисунок 2
Структура индивидуальной, групповой и коллективной работы в классе из 16 человек.
Таким образом, формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной.
Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
Рассмотренные нами приемы и методы помогут учителю в формировании положительной мотивации учения и возможно повысят уровень их образованности, а именно качественную успеваемость.
В главе I пункте 1.1. был систематизирован материал по проблеме изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте. Информация обобщена по принципу выделения наиболее практически значимых элементов мотивации, снабжена примерами из практики российских и зарубежных ученых, подкреплена мнениями ведущих специалистов.
Другое по теме:
Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...
Педагогические условия формирования правовой культуры личности
Правовоспитательная деятельность является важнейшим в подготовке конкурентно способной личности в старшем школьном возрасте, так как данная деятельность направлена на воспитание ребенка в духе права, на воспитание, которое строится на принципах гуманизма. Огромную роль в правовоспитательной деятель ...
Речевая деятельность в связи с понятием «культура
речи»
Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова – факт пробуждения сознания. Это счастье родителей. Весь дальнейший путь речевого развития ребенка полон загадок: откуда в речи двухлетнего ребенка появляются грамматические формы слов, словосочетания с согласованием и даже г ...