Педагогика и воспитание » Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Страница 2

Необходимо придерживаться правил:

дыхательная гимнастика проводится до еды, в проветриваемом помещении;

при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка;

при выполнении дыхательных упражнений нужно следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

дидактический материал для дыхательных упражнений, должен быть лёгким - ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением.

Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе. Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие - с щелевых, глухих согласных.

Эта работа проводится в следующих упражнениях:

пение гласных на выдохе - "ниточка";

произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе - звук);

произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (А-со-су-сы; А-фа-ха-ша);

произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;

постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох - затем "птицы" - "птицы летят" - "птицы летят в небе" - "птицы летят в небе на юг" и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом .

Работа над голосом.

Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.

В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т.к именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений - развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т.д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно - ролевых играх, в русских народных сказках.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Методика изучения темы «Получение водорода, его физические и химические свойства»
Изучение водорода начинают с получения его. Учитель демонстрирует опыт, а учащиеся описывают свои наблюдения, отмечая «кипение» кислоты при соприкосновении с цинком. Такой факт дает возможность при обсуждении данных эксперимента обратить внимание учащихся на то, что внешние проявления различных по ...

Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей
Основываясь на результатах теоретического анализа научной литературы, социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников – это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребен ...

Возрастные особенности младших школьников
Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Рост и вес - в возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru