Педагогика и воспитание » Влияние занятий туризмом на физическое состояние подростков 13-14 лет » Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет

Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет

Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами Беларуси, а также для расширения общего кругозора участников походов.

Во время путешествии туристы знакомятся с живой природой и ее разнообразными явлениями; посещают новые социалистические стройки; знакомятся с жизнью и бытом передовых людей промышленного и сельскохозяйственного производства, со старожилами и очевидцами исторических событий.

Туризм является одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни. Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, грести, лазать, переносить грузы, преодолевать различные естественные и искусственные препятствия, а зимой ходить на лыжах. Путешествия способствуют выработке у туристов прочных двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке. Все это развивает у туристов такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Кроме того, путешествия связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных факторов природы (воды, воздуха и солнечных лучей), они укрепляют здоровье и закаливают организм туристов.

В систему физического воспитания наряду с гимнастикой, спортом и играми входят туристские путешествия с активными средствами передвижения: пешком, на лыжах, велосипеде, на лодках, плотах и др.

Наиболее простыми формами туризма являются прогулки в лес, па реку и т.п. Они не требуют значительных затрат сил и средств, которые требуют специального снаряжения и особой тренировки, просты по своей организации и отличаются доступностью для широких масс взрослых.

Прогулки, совершаемые с заранее намеченными познавательными целями в природу, колхоз, совхоз, на пасеку, в оранжерею, музей и т.д., называются экскурсиями. Эта форма туризма может применяться в течение всего года и проводиться со школьниками и пионерами самых различных возрастов. Прогулки и экскурсии продолжаются от 2 до 8 часов и являются как бы первой ступенью туризма.

Более сложной формой туризма являются туристские походы по родному краю. Самые простые из них - походы выходного дня, совершаемые в свободный от работы или учения день, с ночлегом или без него.

Более сложными могут быть многодневные походы, требующие длительной и хорошей подготовки туристов и необходимого снаряжения. Такие походы совершаются во время отпуска или каникул.

Большое распространение в Беларуси получили туристские базы и лагеря. Это оздоровительные учреждения, предназначенные для обслуживания трудящейся и учащейся молодежи, участвующей в туристских походах. Они создаются в живописной местности и располагают всем необходимым для полноценного активного отдыха в сочетании с путешествиями.

Туристские базы и лагеря могут быть круглогодичными или сезонными (летними или зимними).

Центрами туристской работы среди школьников являются детские туристско-экскурсионные станции, ведущие организационную, пропагандистскую и консультационную работу по туризму.

Практическая работа по туризму среди школьников проводится в школах, секциях и клубах туристов.

Секции туризма (клуб туристов) должны культивироваться при каждой общеобразовательной школе. Работа секции туризма складывается из следующих разделов:

практических занятий с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики;

подготовки школьного общественного актива по туризму (судей, организаторов работы в классах и т.п.);

проведения семинаров с руководителями походов и их помощниками (пионерскими вожатыми, классными руководителями); проведения туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.

Таким образом, роль и значение занятий туризмом для детей 13 - 14 лет очень велика: бесценно значение туризма не только в развитии физического состояния школьников, но и в воспитании и развитии прикладных умений и навыков в приготовлении пищи, разведении костра, установке палатки, ориентировании на местности, пользовании картой, компасом и др.

Большое значение имеет туризм для формирования и развития высоких моральных и волевых качеств, для организованности и дисциплинированности люден. Совместные путешествия, коллективные действия в условиях походной жизни, преодоление трудностей сплачивают туристов, развивают чувство товарищеской взаимопомощи.


Другое по теме:

Экспериментальная проверка эффективности работы в группах
Одной из задач нашего исследования являлось обоснование лингводидактической сущности аутентичных видеоматериалов как основного средства формирования МК на базовом курсе языковой подготовки в вузе, и определение принципов и критериев их отбора. Специфической особенностью АВМ, в отличие от других ауд ...

Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности
Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состо ...

Тенденции положения ребенка в семье
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что ч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru