Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 9

Еще одной характерной чертой программы было то, что в ней особое внимание было уделено содержанию элементарного курса. Скорее всего, это объясняется спецификой русской школы начала XX в.: многие учащиеся не могли по ряду причин продолжать свое обучение до конца средней школы, зачастую их познания в истории ограничивались тем, что они получали в младших классах.

Материалы педагогических изданий таких как «Вестник воспитания», «Учитель», «Школа и жизнь» и официальных изданий министерства народного просвещения «Правительственный вестник» за 1912–1913 гг. содержат материалы дискуссий министра просвещения Л.А. Кассо и ученых и педагогов по вопросу о целях и содержании начального курса истории: быть ли ему

* элементарным, (позиция педагогической общественности) или подготовительным для изучения истории в старших классах, (позиция МНП).

Судя по принятой, впоследствии программе верх одержала позиция педагогов.

Построение начального курса как элементарного во многом определило содержание задач и методов его изложения, но и здесь между составителями программы и руководством системой образования единого понимания не было. Министерство народного образования настаивало на претворении в жизнь главной концепции: изучение истории должно быть направлено на воспитание у

♦ молодежи чувства долга перед монархом, почитания церкви. Эта идея и была проведена в жизнь: «Направить внимание и мысль детей ко всему прекрасному и идеальному в прошлой жизни родного народа, укрепить любовь к родине, преданность престолу и Отечеству».

Такой подход определил хронолого-биографическое содержание гимназического курса истории. В итоге история отечества оказалась представленной циклом отдельных княжений, правлений, но не как взаимосвязанный единый процесс. Доминирующей в изложении была тема «Государство»: из тем, подлежащих изучению, 18 – государственные. В программе 1902 г. из 62 тем – 14 – государственные. (подсчеты – В.Т.)

Позиция педагогической общественности совсем иначе представляла себе содержание элементарного курса, выступления, докладные и служебные записки, содержащиеся в фонде министерства народного просвещения РГИА видных историков Н.И. Кареева, СМ. Соловьева, С.Ф. Платонова, можно свести к следующему положению: раскрыть идею эволюционного процесса исторических эпох, с целью понимания учащимся взаимосвязи изучаемых явлений.

Выполнение этого положения требовало научного подхода в изложении фактического материала, но среди самих ученых и педагогов в этом вопросе обнаружились разногласия, что в конечном итоге привело к утверждению хронолого-биографического принципа в преподавании элементарного курса истории.

* В циркулярах, сопровождавших программы по истории, было записано наставление учителям: преподавание вести, исключая научное изложение; не допускать использование гипотез и теорий; не делать каких-либо обобщений; все сообщаемое должно носить конкретный отчетливый характер. Стержнем преподавания истории должны быть принципы теории официальной народности.

Согласно программе 1913 г. в содержании элементарного курса помещены рассказы о восьми лицах духовного звания, четырех военных представителях, двух лицах науки. Основная часть рассказов посвящена русским царям; учению подлежали биографии: святых Антония и Феодосия и др. Далее следовали Кузьма Минин, князь Пожарский и замыкали этот строй Богдан Хмельницкий, М.В. Ломоносов и А.В. Суворов. Далее, при рассмотрении содержания программы обращает на себя внимание тот факт, что в содержательной части курса не нашлось места для исторических деятелей XIX в. Не затронут, был и XX в. Этот факт можно попытаться объяснить тем, что современность трудно уложить в идеологическую схему, а ее изучение неминуемо начнет вызывать у учащихся вопросы, суждения, выводы и мысли, чего допустить правительство никак не могло.

Зато в содержании программы более полно дан материал об истории Отечества в XII–XIV вв., где особо подчеркивалась важность служения государству, укрепления его блага. Эта мысль красной нитью проходит и в содержании всех предшествующих программ.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое по теме:

Психолого-педагогические основы игровой деятельности
Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. Нормальное состояние человека, если только он спит, - активное деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят – трудится, учится, занимается спортом, игра ...

Реализация принципа профессиональной направленности при обучении «Основам взаимозаменяемости и стандартизации» в педагогическом ВУЗе
Под принципом, как известно, понимается основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п. В отношении количества принципов есть такое мнение, что оно должно быть единым и оптимальным. Проблема профессиональной направленности подготовки специалистов различных профилей является пред ...

Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе
Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru