Педагогика и воспитание » Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Физиологические закономерности обучения движениям школьников

Физиологические закономерности обучения движениям школьников

Страница 1

Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию в словесные образы. Однако решающее значение в усвоении произвольных движений имеет двигательный опыт.

Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

Произвольные движения человека нельзя отождествлять с условными рефлексами животных. Условные двигательные рефлексы у животных, как правило, воспроизводят безусловные рефлексы или его видоизмененную форму. Целесообразные двигательные действия человека являются отнюдь не воспроизведенными врожденными рефлексами, а сложной формой единства безусловных двигательных рефлексов и новых форм движений, приобретаемых в процессе индивидуального развития. Произвольный характер двигательной деятельности человека связан с высшими психическими функциями – мышлением и сознанием.

Весьма существенными являются различия в биологической значимости и силе одних и тех же условных раздражителей для людей и животных. Сигналом для выработки условного рефлекса, как у животных, так и у человека в принципе может служить любой агент внешней среды. Но для человек наибольшую силу приобретают словесные сигналы, несущие высокую смысловую нагрузку.

Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это – структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, соответствовать (быть адекватной) новому движению или быть несовершенной. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения новым действиям, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую утрачивает смысл. Но во всех случаях сохраняет свою значимость правило достижения конечной цели наиболее рациональным, экономичным для целостного организма путем.

При обучении сложным движениям допускается расчленение их на логически завершенные элементы. Однако даже для детей целостный метод обучения, при котором сохраняется внутреннее единство всех элементов сложного движения, является предпочтительным. На первых порах оно может выполняться в облегченных условиях. Этот путь является также предпочтительным при освоении упражнений, требующих максимального проявления физических качеств. Дополнительные приемы и условия не должны использоваться при начальном обучении сложным упражнениям до появления двигательных автоматизмов.

Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных движений в состоянии утомления малоэффективно.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности воображения детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят о ...

Гносеологическая специфика модели и ее определение
На сегодняшний момент нет устоявшейся общепринятой точки зрения на место моделирования среди методов познания. Множество мнений исследователей, занимающихся данным вопросом, тем не менее, укладываются в некоторую область, ограниченную двумя полярными мнениями. Одно из них рассматривает моделировани ...

Методика изучения темы «Площадь геометрических фигур» на уроках математики в начальной школе
На самом первом этапе знакомства с площадью, ее не измеряют, а находят, вычисляя по какому-то алгоритму, какой-то формуле. И уже на этом этапе учитель должен заострить внимание учащихся на том, что площадь необходимо вычислять. И действительно: до этого все могли измерять путем непосредственного ср ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru