Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 7

Как уже отмечалось, ученые и педагоги к началу XX в. пришли к выводу, что содержание школьных курсов должно быть построено с учетом достижений конкретных наук. Заслуживает внимания точка зрения по данной проблеме педагога СВ. Фарфоровского, убеждавшего в необходимости борьбы с мнением, что» история как наука – одно, а как предмет школьного преподавания – другое. Если наука история рассматривает явления общественной жизни с целью понять процесс развития человечества, отыскивая в этом определенные закономерности, то и в школьной истории следует руководствоваться такими же научными подходами, не нагромождая бессистемно факты и проводя идею слепой судьбы».

Однако правительство придерживалось противоположной точки зрения, которая нашла свое выражение в принципе – «чем меньше мыслят, тем легче управлять».

Такой подход и определял содержание школьных курсов истории, учебных программ, утверждаемых Министерством народного просвещения. Парадоксально, но в период с 1902 по 1912 гг. программа школьных курсов истории практически не менялась, и это при условии, что число часов на изучение истории было увеличено.

Однако, если сравнить учебные планы средних учебных заведений, то становится ясно, что отношение к изучению истории в разных типах школ было неоднозначным. Доказательством представленного тезиса может служить распределение числа часов.

Разница в количестве часов объясняется тем, что в мужских гимназиях в силу их специфики история входила в перечень обязательных к изучению дисциплин, в то время как в женских учебных заведениях этот предмет изучался факультативно.

Развитие исторической науки, острота социально – политических процессов внутри страны, требования общественности изменить отношение правительства к образованию заставили Л.А. Кассо обратить особое внимание на школьное преподавание истории.

Начинать необходимо было с программ, которые вызывали всеобщее недовольство, и министр даёт указание ученому комитету о разработке новых программ. Первая такая попытка, весьма неудачная, бьша предпринята еще в 1911 г. Разработчики программы гимназического курса истории предложили изучение отечественной истории строить параллельно со всеобщей и при этом увеличить количество учебных часов.

В 1912 г. в министерстве снова был поднят вопрос о введении новой программы по истории, но все завершилось простым перераспределением изучаемого материала по классам.

В 1913 г. снова пришлось возвращаться к вопросу об историческом образовании. Л.А. Кассо становится инициатором разработки новой структуры курсов истории, в основе которых был концентрический метод распределения учебного материала. Эта бьша попытка скопировать постановку преподавания предмета по образцу европейских школ, где был уже разработан солидный опыт по данной системе (Германия, Франция и др.). Очень резко на это нововведение отреагировал журнал «Вестник воспитания», который, в частности, напечатал сентенцию: «Главною причиною ненормального хода дела народного просвещения бьша рознь между пожеланиями общества и тенденциями министерства, которое возглавлял человек, решительно не понимавший дела».

Затем министр предложил ввести изучение всеобщей истории с первого класса, что вызвало бурю возмущений членов комиссии, принимавших участие в разработке программы.

Ученые – историки – профессор Петербургского университета Б.А. Тураев, профессор С.Ф. Платонов, СВ. Рождественский, учителя – практики А.Г. Вульфиус, А.А. Васильев, П.Г. Васенко после долгих споров сумели убедить министра в нецелесообразности введения краткого курса всеобщей истории с первого класса. Основным доводом бьша сложность понятий того материала, к восприятию которого учащиеся данной возрастной категории просто не готовы.

После долгих обсуждений проект исторического образования представился следующим образом:

• 1 класс – элементарный курс русской и всеобщей истории;

• со 2 по 5 классы – систематический курс русской и всеобщей истории;

• в трех старших классах предполагался повторительный курс. Подобная структура исторического образования практически исключила

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Модернизационные процессы на примере ДМШ г. Советска Кировской области
Рассмотрим процесс модернизации на примере Детской Музыкальной Школы Искусств имени М.С.Завалишиной г.Советска Кировской области. Школа была открыта в 1941 году, основные отделения здесь: инструментальное исполнительство (народное, академическое, эстрадное), вокальное искусство (народное, эстрадное ...

Современные педагогические технологии
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеч ...

Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбиниров ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru