Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 6

Ведущей педагогической идеей дворянских революционеров было признание действенным средством распространения грамотности в народе системы взаимного обучения – ланкастерской. Белл – Ланкастерская система взаимного обучения применялась преимущественно в начальной школе, где старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с остальными учащимися. Название системы происходит от имен английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Для реализации этой системы обучения декабристами было организовано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» – педагогического филиала декабристского «Союза Благоденствия», в рамках которого широко использовались исторические темы, образцы, сюжеты для гражданского воспитания и образования служителей, пробуждения в них духа протеста против социальной несправедливости. Так, В.Ф. Раевский в учрежденных в 16-й пехотной дивизии 2-ой армии ланкастерских школах применял подготовленные им рукописные прописи для учащихся юнкеров и рекрут с текстами на исторические темы. Особый акцент он делал на объяснение таких понятий, как «Конституция», «республика», «демократия – демократическое правление», «избирательное право». 1 А вот один из тезисов его лекции «О политике»: «…чем государство богаче и чем законы лучше, тем народ более благоденствует. Следственно, цель политики есть благоденствие народное».

В письме к капитану К.А. Охотникову, от которого будущий декабрист принял заведование дивизионной ланкастерской школой, В.Ф. Раевский выражает уверенность, что юнкера его школы будут лучшими в армии, т.к. он свои силы отдает делу образования солдат в полной мере, да и сами юнкера очень стараются. В другом письме к тому же К.А. Охотникову с гордостью сообщает, что «…накупил грифельных досок, бумаги, чернил, азбук, перьев… что в полку учреждается библиотека:… мы выписываем ланд карты и рублей на 500 книг…».

Декабристы высоко ценили миссию учителя, воспитателя, призванного готовить молодое поколение к жизни в условиях нового, более справедливого общества, идеал которого они рисовали в своих программных документах. Они также осуществляли практическую деятельность в области педагогики; например, Якушкин И.Д., Лунин М.С., М.А. Назимов и др. организовывали в своих поместьях школы для обучения крестьянских детей, а также солдатской и городской бедноты.

Горячий интерес к истории был отличительной чертой умственной жизни декабристов и всей патриотически настроенной молодежи. А.А. Бестужев писал в начале 1830-х гг.: «Мы живем в веке историческом». И далее: «Теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, на сердце у народов. Мы ее видим, слышим, осязаем ежеминутно; она проницает в нас всеми чувствами».

Занимая видное место как в политической публицистике, так и в литературном творчестве декабристов, исторические темы способствовали пробуждению серьезного интереса к истории среди современников.

К сожалению, разгром восстания декабристов не позволил им в полной мере осуществить прогрессивные идеи школьного исторического образования, а Министерство народного просвещения обратило свои усилия на гонения всего передового и прогрессивного в просвещении и науке.

Николай II прекрасно понимал огромное значение учебных заведений для воспитания молодого поколения в «правительственном духе», подготовке в стране кадров образованного чиновничества. Показания декабристов на следствии свидетельствовали о той большой роли, которую сыграли образовательные учреждения в формировании «вольнолюбивых идей» будущих революционеров. Так, царь пришел к выводу, что система просвещения в правление Александра I вышла из-под контроля и нуждалась в усиленном надзоре со стороны властей.

10 июня 1826 г. утверждается новый цензурный устав, который в литературных кругах был прозван «чугунным». Управление цензурой централизовывалось в Главном цензурном комитете Министерства народного просвещения. Согласно этому документу, не допускалось опубликование каких-либо сочинений, критикующих монархическую форму правления, православную церковь, государственные органы и должностных лиц. Запрещалось высказывать самостоятельные мысли о действиях властей. В 1830–1840-х гг. в России широкое распространение получает ведомственная цензура. Цензурные гонения тяжело отражались на передовой общественно – политической мысли, литературе, искусстве, науке, школьном образовании. Так император пытался решить задачу воспитания молодого поколения в сознании верноподданнического долга перед троном, церковью. Реализовать эту важную задачу был призван С.С. Уваров, назначенный в 1833 г. министром народного просвещения. Заняв этот пост (1833–1849), он проводил реакционную политику через все органы министерства, стал приверженцем сословных начал в образовании, отдавая привилегии дворянству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. ...

Требования к измерителям тестовой формы
Как уже говорилось раньше, наилучшей формой представления измерителей уровня обученности учащихся является тестовая. Но независимо от формы представления измерители должны отвечать определенным требованиям: валидность по содержанию, стандартизированность, репрезентативность, надежность, равноценнос ...

Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации
Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам ум ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru