Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 3

Доказательством того, что использование термина «приходской» означало принцип административной ответственности, являются те факты, что духовенство не наделялось полномочиями по управлению школой – приходские училища в государственных селах вверялись совместной заботе приходского священника и одному из почетнейших жителей. Во владельческих селах приходские училища были в полной зависимости от «просвещенной и благонамеренной попечительности» самих помещиков. Хотя государственная власть выразила в документе пожелания, чтобы обязанности учителя выполняли приходские священники, церковные иерархи ответили на это предложение отказом, сославшись на чрезвычайную загруженность приходских священников своими пастырскими обязанностями и их бытовую неустроенность.

По своим функциональным обязанностям учитель в приходских училищах должен был обучать чтению, письму и первым действиям арифметики, наставлять «в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к Государю, начальству и ближнему». «Предварительные правила…» давали и первые методические указания учителю: его обучение должно быть «простым, ясным и состоянию учащихся соответствовать».

Второй принцип, заложенный в «Предварительных правилах…», – преемственность, которая предполагала, что по окончании приходского училища ученик будет продолжать обучение в уездном училище, затем в губернском, а впоследствии – в университете.

«Предварительные правила…» предусматривали обеспечение единого образовательного пространства в России, для чего, как устанавливалось документом, «в приходских и уездных училищах и гимназиях для изучения будут употребляемы единообразные книги и правила». Одновременно закладывался принцип автономии для высшей образовательной ступени – университета.

В разработке нового «Устава» учебных заведений приняли участие представители научной интеллигенции, профессора Московского университета: Н.Я. Озерецковский, СЯ. Румовский, Н.И. Фус.» Устав» учебных заведений от 5 ноября 1804 г. отразил многие передовые идеи педагогики. 1 Главными из них были: декларировавшаяся бессословность и светский характер образования, преемственность четырех ступеней школы, гуманистические принципы воспитания и, наконец, бесплатность обучения. В то же время, развивая положение «Предварительных правил…», «Устав» определил вторую цель начальной и средней школы – дать законченное образование тем, кто не пожелает его продолжить. Однако в период господства наиболее либеральных воззрений наметились некоторые элементы сословности в распространении просвещения: средние слои населения могли получать элементарное законченное образование. Объем программ учитывал сословное происхождение учащихся: уездные училища давали «детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». Приходские училища обеспечивали детям «земледельческого и других состояний сведения, им приличные». Курс приходского училища был рассчитан на один год (6–7 осенне-зимних месяцев, по 18 часов в неделю).

В училища уездных городов принимались дети, освоившие приходской курс. Программа уездного училища была рассчитана на два года (по 10–11 месяцев при 28 часах в неделю). Училища состояли из двух классов и имели двух учителей. Финансирование осуществлялось городскими обществами с дополнениями из казны.

«Устав» 1804 г. был высоко оценен современниками. Н.М. Карамзин, например, сказал, что заведения сельских школ есть истинное основание государственного просвещения. 1 Он же высказывал мысль о том, что познание настоящего начинается с прошлого, чем расширил представление о значении истории: «…Простой гражданин должен читать историю; она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенными явлениями во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и Государство не разрушалось; оно питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».'

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Анализ творческой деятельности учащихся первых классов как элемент учебной программы
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и культуры. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми ф ...

Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта
Общеизвестно, что от уровня практического овладения словесной речью зависит приобретение различных знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, может обеспечить полноценное общение с окружающими, стать основным средством познавательной деятельности, это осуществляется на уроках ...

Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию
Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания. Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Фу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru