Педагогика и воспитание » Изучение креативности и стереотипности мышления школьников » Проблема исследования творчества

Проблема исследования творчества

Страница 1

Творчество выступает одним из важнейших факторов коренных преобразований определенных логически, предметно или художественно- связанных объектов либо состояний и последующего замещения их качественно другими, прежде неизвестными. Его фундаментальной особенностью является движение к обретению человеком все большей свободы, с тем, чтобы порвать зависимость от них и в то же время максимально увеличить возможность личностной самореализации именно в масштабе данной, неразделенной ценности (Платон, Аристотель, Бэкон, Гегель, Кант, Гете).

Творческое мышление представлено на двух условиях: неосознанном уровне, где ведущую роль занимают эмоционально-аффективные состояния, и на уровне сознания, где появляются мышление и воля.

В проблеме творчества выделяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат. Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что ля творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы.

На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный "континиум талантливости" от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творчества совсем не обязательно исследовать лишь гениальных людей. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в "обычном" мыслительном процессе.

В решении творческой задачи можно выделить следующие фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи. В основу выделения фаз Пономарев закладывает: - переход от сознательного поиска к интуитивному решению; - эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Проблема долгое время не имела ни ясного предмета исследования, ни методики. Отсутствие конкретных исследований, посвященных воспитанию творческой личности, обуславливает часто неправильный подход к решению настоящей задачи. В современной психологической литературе отмечается значимость в формировании творческой индивидуальности, внутренних задатков и внешних социальных факторов, сознательных и неосознанных моментов в процессе творчества.

Сейчас, когда вопрос воспитания творческой личности, самостоятельности мышления особенно актуален, настоящее исследование не только теоретически, но и практически значимо. Рассмотрение индивидуальности, как неповторимого склада мировоззрения, своеобразной формой бытия и творческой деятельности позволяет понять предрасположенность и пристрастия человека к тем или иным занятиям, что в некотором смысле дает возможность сориентироваться в выборе профессии.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Наблюдение - ведущий метод изучения природы
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению и ...

Понятие, виды и функции воображения
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для ч ...

Методика изучения темы "Многоугольники"
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризующих плоский многоугольник. В решении задач на многоугольники находят применение различные методы. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru