Е.Я. Яструбинская предлагает начинать коррекционную работу по устранению дисграфии с трех этапов .
1этап.
Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача – выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьников страдающих нарушениями чтения или письма. Анализируются письменные работы, исследуется процесс чтения.
2 этап.
Осуществляется, специальное углубленное обследование детей с нарушением речи и письма, недостатками в звукопроизношении.
Задача – дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, дислексии, степени их выраженности.
3 этап.
Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
1. Уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае;
2. Скомплектовать группы учащихся с учетом выявления нарушений;
3. Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов.
1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов".
А) формирование фразы и связной речи (расширение и совершенствование словарного запаса учащихся).
Б) предложение и работа над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
В) работа над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
Г) формирование связной речи (различные виды пересказа: подробный, выборочный, краткий, творческий; составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картине, по опорным словам, по предложенному плану).
Д) развитие фонематического восприятия.
Е) развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Ё) задания, направленные на развитие неречевых процессов: мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.
2 раздел "Исправление дисграфии у учащихся 2-3-х классов".
В этом разделе содержатся задания по следующим темам:
1. Работа над словом.
2. Состав слова. Образование слов
3. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
4. Формообразовательная роль ударения.
5. Дифференциация гласных.
6. Дифференциация согласных.
И.Н. Садовникова пишет, что преодоление нарушений письменной речи строится по следующей методике.
1) развитие и уточнение пространственно-временных представлений (создается основа для восприятия звуко-слогового и морфемного анализа слов).
А) осознание детьми собственного тела, определение направления в пространстве, ориентировка в окружающем "малом" пространстве.
Б) Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (способствует тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении).
В) Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков (создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков и состава слова).
Г) Изучение темы "Предлоги" (тех из них, которые имеют пространственное значение).
Другое по теме:
Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...
Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...
Методическая разработка занятия по иностранному языку
Многогранная деятельность учителя предполагает составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер. В плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. При этом он творчески подходит к ...