Основные модели обучения, ориентированного на развитие интеллектуальных (познавательных) способностей студентов:
Свободная модель – максимально учитываются инициатива студента, его самостоятельность: свободное расписание, свободный день, студент самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность занятий, самостоятельно выбирает средства обучения, источники нахождения информации, способы ее перевода в знания.
Диалогическая модель – в центре внимания педагога – целенаправленное развитие интеллекта студентов (диалог культур, диалог идей, диалог теоретика и практика, диалог способов познания, доказательств), создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества.
Личностная модель – общее развитие студента, в том числе развитие их познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение строится на основе таких принципов, как обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп обучения; приоритет дедуктивного способа познания (овладение теоретическими знаниями на начальном этапе познания); формирование ценностной картины мира (единство гуманитарной и естественнонаучной картины мира).
Обогащающая модель. Интеллектуальное воспитание реализуется посредством актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта студента. Предполагает активное использование заданий для самостоятельной работы, имеющих повышенный уровень сложности, применение разнообразных интеллектуальных приемов. Создаются условия для индивидуализации учения на основе учета индивидуальных познавательных способностей студентов с разным складом ума.
Структурно-развивающая модель – направлена на расширение арсенала владения интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, систематизации, моделирования и др.; свертывание и развертывание информации. Овладение новыми способами представления информации, создания вторичных документов (реферирование, аннотирование статьи, тезисов, выступление с докладом, редактирование текста).
Активизирующая модель. Направлена на повышение уровня познавательной активности посредством включения проблемных ситуаций (кейс-технологии, кейс-стадии); опора на познавательные потребности, на средства повышения учебной мотивации.
Другое по теме:
Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...
Коррекционно-логопедическая работа
над голосом детей, страдающих ринолалией
Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляц ...
Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...