Педагогика и воспитание » К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

Страница 2

Стандарт устанавливает, что "Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:". Само по себе это требование ("должны отражать") можно трактовать по разному, в том числе и в том смысле, что использование требований в качестве ориентиров будет приводить к определенным результатам. Эти результаты каким-то образом будут фиксироваться и оцениваться (например, с помощью разного рода анкет) и, следовательно, можно говорить, что требования Стандарта получают отражение в результатах, полученных таким путем. Другой вопрос, насколько эти измерения объективны и в какой степени соответствуют заявленным требованиям. С помощью анкетного опроса учащихся и/или учителей это трудно установить. Поэтому есть все же надежда, что в этом деле будут использоваться и объективные методы и средства оценки.

Однако использование для оценки личностных достижений объективным методов и средств представляет собой значительно более сложную задачу, чем использование анкет или других подобных средств. Дело в том, что многие из существующих ныне средств оценки, ориентированных на личность (прежде всего, психологических методик, опросников и т.д.) создавались совсем для других целей, и поэтому их использование для оценки личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями Стандарта еще должно быть доказано и обосновано. Для этого нужно проводить исследования. С другой стороны, для оценки результатов, связанных с требованиями к личностно-ролевому обучению и воспитанию, средства оценки вообще отсутствуют. Это означает, что их нужно разрабатывать, что представляет собой достаточно сложную и много затратную работу. В этой ситуации большое значение имеют различного рода опытные разработки и конкретный опыт по решению подобных задач. И такой опыт, хотя и в ограниченном виде, в настоящее время существует.

В Московском центре качества образования (МЦКО) на протяжении ряда лет проводятся исследования, направленные на создание блока средств для оценки социализации учащихся. Эта работа с самого начала была ориентирована на требования стандарта образования второго поколения. Ниже кратко перечислены основные шаги, позволяющие перейти от требований, содержащих достаточно сложные по составу и содержанию понятия и термины, к содержанию, которое позволяет выделить конкретные показатели и определить для них средства оценки.

Знакомство с требованиями к личностным достижениям Cтандарта показывает, что они представлены в достаточно обобщенном виде, причем, формулировки требований включают как хорошо известные термины и понятия (саморазвитие, самоопределение, мотивы обучения и др.), так и совершенно новые, например, "Формирование гражданской идентичности". В отношении таких терминов еще предстоит уточнять их содержание. По мнению авторов-разработчиков Стандарта "гражданская идентичность" означает: "воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной". Эти слова и термины, служащие, видимо, для того, чтобы прояснить значение и содержание термина "гражданская идентичность", мало помогают, поскольку не являются научными понятиями. Хотя, заметим, общекультурный смысл этих слов достаточно понятен.

Выше говорилось также о том, что многие формулировки требований к личностным достижениям содержат слова, понятия и термины, которые представляют собой сложные комплексы как с точки зрения их состава, так и содержания. На этом уровне для них не существует показателей и измерителей, с помощью которых можно было бы напрямую, без дополнительной их конкретизации, проводить оценку личностных достижений. Отсюда следует, что первоочередная задача при работе с этими требованиями состоит в том, чтобы развернуть содержание этих терминов и понятий, т.е. конкретизировать их до уровня, на котором могут быть выделены реальные показатели оценки (реальные в том смысле, что их можно использовать в реальных процедурах оценки). Этому соответствует особого рода работа, которая имеет определенную логику и содержание. То, в чем состоит и как осуществляется такая работа, можно показать на примере создания блока средств для оценки социализации учащихся, о чем упоминалось выше.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Дифференциация в обучении старшеклассников
Дифференциация в курсе информатики просто необходима, сейчас в современном мире, все больше происходить изменение стериатипов обучения не только предмета информатика, но и многих других. Современные школы переходят на уровневую дифференциацию. Для того чтобы лучше разобраться как проходило изменени ...

Нормативная база правового образования в средней школе
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно разв ...

Значение педагогических идей Л.Зизания, М.Смотрицкого, К.Лыщинского, С.Полоцкого. Деятельность Адукационной комиссии
Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский; около 1570 — после 1633) — протоиерей, известный украинский и белорусский учёный, писатель, переводчик; брат Стефана Зизания. Зизаний был воспитателем у князя Александра Константиновича Острожского в Ярославле Галицком. Приехав в 1626 в Москву, он представ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru