Новая педагогика » Насекомые в уголке природы » Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; чётко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсий; определять место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приёмов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

- содержание должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином насекомом;

- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни насекомого, его повадках, приспособлении к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызывает интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдение сведениями о том или ином насекомом, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе – залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что насекомое – живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру насекомых воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении насекомых приспосабливаться к среде обитания. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на способах защиты насекомых.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединёнными в виде ширмы. На них изображены насекомые в естественных условиях обитания.

Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали её самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных насекомых.

Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринуждённой обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.

Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.

насекомое природа уголок инсектарий


Другое по теме:

Дидактическое обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...

Система комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по формированию этических представлений у дошкольников. 2. Разработать и апробировать систему работы по формированию этических представлений у детей ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru