Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждение сына или дочери воспримется правильно. Миша – воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но избалован дома, ленив. Всегда старается переложить на товарищей свои обязанности, дежурит неохотно, трудится с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, учитель в присутствии мальчика рассказывает о том, как Миша не захотел убрать пособия после урока, разбросал одежду. «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он еще успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда, Мишенька?» – говорит мама. Слыша подобный ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему все можно. Не следует в таких случаях хвалить ребенка. «Ваша дочь сегодня отличилась: так хорошо выполнила задание по рисованию, что мы решили дать ее рисунок на выставку». – «Да, да, она очень талантливая девочка. А вы слышали, кал она поет? Ей все очень легко дается. Муж говорит, что она всесторонне одаренная»,– не стесняясь присутствия дочери, увлеченно рассказывает мама. Такие разговоры убеждают ребенка в своей исключительности, воспитывают зазнайство, чувство превосходства над товарищами.
Не всегда беседа с родителями должна быть продолжительной. Иногда бывает достаточно короткого разговора. даже нескольких продуманно сказанных слов.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Обучение учащихся в начальных классах – наиболее благоприятный период как для эффективного влияния школы на семью, так и для приобщения родителей к непосредственному активному участию в учебно-воспитательном процессе. Родителей привлекают к выступлениям на родительских собраниях, в стенной печати, по местному радио. Такие выступления либо носят характер обмена опытом семейного воспитания, либо это выступления-консультации родителей-специалистов (врач, юрист, литератор и т. д.). Иногда заслушиваются сообщения-информации членов родительского актива о проделанной работе.
Если родитель (член родительского комитета, актива класса) выступает на родительском собрании, консультации, то его информация не должна быть сухим изложением фактов. Нужно помочь родителю включить в свое сообщение примеры из практики, жизни класса. Так, рассказывая на собрании родителей об организации горячих завтраков, член родительского комитета может отметить не только их качество и своевременность, но и то, что многие дети (можно их перечислить) едят на аккуратных красивых салфетках, которые сделали сами, с помощью мамы, бабушки, сестры и даже папы. Можно продемонстрировать лучшие. Те родители, дети которых пользуются недостаточно эстетически оформленными салфетками, сделают соответствующий вывод.
Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде советских людей на производстве, учительницы, воспитателя о бывших воспитанниках и т. п. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Во многих семьях есть участники Великой Отечественной войны. Хорошо пригласить их, попросить побеседовать с детьми, поделиться воспоминаниями. Причем беседы должны быть не только развлекательными, но и познавательными, а главное, воспитывать у учащихся гражданские чувства, стремление быть достойными героического прошлого советского народа.
Если для встречи с учащимися приглашен ветеран войны или труда, пусть он придет в класс в парадной форме, с орденами и медалями на груди. Предупредите гостя, что дети захотят рассмотреть их поближе, потрогать, спросят, за что получена каждая награда.
Лучше, если такая встреча строится в виде свободной беседы-разговора. При такой форме организации встречи дети чувствуют себя непринужденнее, она доставляет им больше радости, глубже затрагивает эмоционально.
Часто учителя обращаются к родителям с различного рода просьбами и поручениями. Учитель много сил и внимания отдает детям, поэтому он вправе обратиться к родителям за помощью, попросить их помочь в учебно-воспитательной работе с учащимися. Кроме того, выполняя индивидуальные поручения, помогая школе в педагогической и хозяйственной работе, родители ближе знакомятся с задачами, приемами и методами воспитания детей; общение с педагогическим коллективом школы приобщает их к общешкольным проблемам.
Продумывая, кому какое дать поручение, учителя должны исходить из возможностей данной семьи и. при этом стремиться постепенно вовлечь в работу всех родителей. Не следует давать поручения всегда одним и тем же людям, охотно выполняющим задания, поскольку тем самым снижается педагогическое воздействие именно на тех родителей, которые больше всего в этом нуждаются.
Другое по теме:
Диагностика представлений детей о театре и уровне развития
игровых умений
Практическая работа с детьми проводилась на базе МДОУ №57 в старшей группе №8, совместно с воспитателями Китаевой В.А. и Лепетюха В.В. Для детального анализа, уровня представлений и развития игровых умений в театрализованной игре было взято 10 детей, методом случайной выборки. Список детей: Андрей ...
Детский дизайн, его особенности, типы и виды
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих издели ...
Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...