Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Страница 2

Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов, наставниками и воспитанниками.

В этом плане можно сказать, что формы религии отражают устоявшиеся, прошедшие проверку веками ответы на вопросы о человеческом существовании, приводящие к педагогически значимому результату. Впервые упоминание о гуманном качестве – человеколюбии мы находим в трудах китайского философа Конфуция, который признавал ценность гуманности и для общества, и для отдельного человека. Основными путями формирования гуманности являются забота о людях, родителях при большой требовательности к себе. Тем самым он положил начало гуманистической теории и сделал определенный вклад в разработку проблемы воспитания гуманности.

Важную, на наш взгляд, роль в развитии гуманности личности сыграл Платон (427-347 г. до н. э.), характеризуя нравственную личность с позиции так называемых добродетелей – мудрости, уверенности, мужества и справедливости. Большую роль в становлении личности играет воспитание. Заметим, что позднее христианское богословие добавило к ним еще три теологические добродетели – веру, надежду, любовь, в результате чего возникло учение о семи добродетелях, которые сегодня трактуются как общечеловеческие ценности и являются фундаментом для нравственного развития личности.

Правильным, по мнению Платона, является такое воспитание, которое основано на уважении к ребенку и способствует развитию его природных способностей. Воспитание начинается с раннего возраста, когда возникают и укрепляются гуманные чувства, которыми владеет взрослый человек в идеальном обществе. Высказанная Платоном педагогическая идея воспитывать ребенка путем игры, без принуждения, является актуальной и в наши дни. «Человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим строителем, должен еще в играх возводить какие-то детские сооружения».

Таким образом, платоновская система воспитания преследует этические и политические требования, что это не просто воспитание, оно выполняет социальный заказ на формирование жизненных качеств личности, требующихся для государства.

Подобно Платону, Аристотель обосновал настоящую систему непрерывного воспитания, которая представляет процесс, затрагивающий все аспекты личности и длящийся всю жизнь. Основные направления воспитания выделяются в соответствии с природой человека и способствуют полноценному физическому, умственному и эстетическому развитию. Воспитание гуманности, по Аристотелю, не предполагает пассивного восприятия со стороны школьников, наоборот, существенное значение имеет опытное взаимодействие взрослых и детей.

Философы Древней Греции Платон, Сократ, Аристотель раскрывали социально-теоретические аспекты воспитания гуманности у детей, подчеркивали необходимость организации воздействия взрослых на сознание, чувства, поведение детей, общения их между собой и со взрослыми в целях формирования личности. В средневековой этике природа человека греховна, низменна. Добродетельным является тот, кто отрекается от земных радостей и от себя самого, как особенного, единственного существа.

В европейской философии нового времени значимыми являются такие моральные чувства человека как сострадание, человеколюбие, терпение, благожелательность, симпатия, альтруизм (Д. Юм, А. Смит, Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах).

Нидерландский философ Б. Спиноза в своей работе «Этика» раскрывает новые аспекты в формировании гуманности. Он констатирует, что каждый человек в своём поведении руководствуется разнообразными телесными и духовными потребностями. «И, если в душе каждого человека взрастить любовь к ближнему, бескорыстную заботу о ближнем, сопереживание к нему, великодушие и благодарность друг к другу, то можно говорить о развитии гуманных чувств личности». Для развития названных потребностей важна способность человека «предчувствовать ту радость, которую он причиняет другим» .

Следование сознанию долга перед людьми как ведущему мотиву гуманности прослеживается в трудах немецких философов Э. Канта, А. Дистервега. Э. Кант считал, что гуманизм есть «чувство блага, участливое отношение к людям и возможность общаться с ними, с тем, чтобы человечество таким путём превратилось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей».

Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что в трудах философов подчёркнута объективная необходимость воспитания гуманности как наиболее ценного качества в гуманном обществе путём организации воздействия взрослых на сознание, поведение детей, общение их между собой и взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Планирование факультатива
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду ...

Специфика обучения иностранного языка
Всякий предмет имеет свою специфику. Поиск специфических особенностей учебного предмета «иностранный язык» всегда осуществлялся, прежде всего, в сфере целеполагания. Общеизвестным является тот факт, что в отличие от большинства учебных дисциплин, которые нацелены на усвоение научных знаний тех или ...

Особенности обучения двигательным действиям детей среднего и старшего школьного возраста
В подростковом и юношеском возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Поэтому обучение движениям с преимущественным использованием словесных методов (особенно в юношеском ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru