Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Страница 3

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что мыслители прошлого не используют понятие «гуманности», подразумевают под ним общечеловечность. Взгляды западных философов на решение проблемы воспитания гуманности менялись в зависимости от смены общественно экономической формации, однако на рубеже XIX–ХХ в.в. произошёл возврат к общечеловеческим ценностям в деле воспитания гуманной личности.

Русские философы почти единодушно признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание, определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.

Особенностью русской гуманистической философии является то, что особый интерес у русских мыслителей вызывал внутренний мир человека, его совестливость, сострадание, душа. Христианская идея на Руси признавала человека как ценность, созданного по образу и подобию божию.

В.Мономах, С.Полоцкий, И.И.Бецкой, П.Я.Чаадаев к духовным проявлениям человека относят прощение вины, молитву о ближних, доброжелательность, бесконечную любовь к себе подобным.

Представители русской философии "всеединства" (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк) источник совершенствования мира видели в единении истины, добра и красоты.

Взгляды современных философов (О.Г.Дробницкий, В.В.Ильин, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Столович) на природу, назначение, сущность общечеловеческих ценностей позволяют судить о доминанте психологических образований (в контексте нашего исследования – личностных качествах) в их общей иерархии. Специфика взаимоотношений между людьми, построенных на приоритете социального начала как общественно-значимого явления, по сути своей в силу признания ее большинством членов социума, сама по себе является общечеловеческой ценностью.

В трудах К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо прослеживается идея об изначально добром человеке, а причины развращённости нравов они видели в развитии цивилизации, в частной собственности и неравенстве социального положения. Гуманное общество предполагает наличие составляющих гуманности, таких, как сопереживание

Воспитание гуманности обеспечивается посредством реализации принципа природосообразности (К.А. Гельвеции, Д. Дидро, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо), с опорой на личный опыт ученика (М. Монтессори, С. Френе, Д. Дьюи).

Анализ трудов русских педагогов позволяет констатировать важность воспитания таких качеств, как человечность, сопереживание, любовь (К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский).

Л.Н. Толстой проблему жизнеустройства видел в необходимости каждого творить добро и любовь, единственной разумной деятельностью человека считал бескорыстную любовь.

Педагоги советского периода Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзинский, О.С. Газман, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Т.В. Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова рассматривали проблемы воспитания гуманности с позиций единства воспитания и обучения.

Новый вклад в теорию и практику воспитания гуманности личности внесли учителя-новаторы, работающие на основе идей педагогического сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щypкoвa) и утверждающие личностно-ориентированный подход к формированию личности младшего школьника.

В последние годы достаточно активно ведется разработка проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом. В исследованиях Л. А. Байковой, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревой, Т. П. Гавриловой, Н. А. Гусевой, М. А. Молчановой, Н. Д. Никандрова, Г. В. Поснова, М. М. Сущих, Н. Д. Соколова прослеживаются педагогические подходы к содержанию гуманистического воспитания. Разведены понятия «гуманизм», «гуманизация», «гуманность», определены роль и место гуманности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Гуманизация педагогического процесса связана с переориентацией учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель (базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60-х г.г. начала ХХ века были Ролло Мей, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), признающая важность личностной свободы и умение индивида прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь.

В рамках личностно-ориентированной модели педагогическое стимулирование воспитания гуманности личности получает общественную и личную значимость. Формирование гуманности происходит при взаимной активности всех субъектов педагогического процесса, где общение выведено на эмоционально-ценностный уровень, где организация совместной деятельности направлена на лучшее освоение ее содержания и получение личностно значимых результатов происходит в процессе взаимодействия. Особое влияние на воспитание гуманности оказывают господствующие в обществе социальные отношения, которые проявляются в уважительном отношении к культуре других народов и наций, активном и деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии к ему, сопереживании, сострадании к чужой беде, побуждающие личность испытывать моральное удовлетворение от ценности своего поведения. Становление гуманности происходит в движении: от подражания к овладению поведением в обществе.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Содержание программы Интел «Обучение для будущего»
Структура программы. Версии Программа Интел «Обучение для будущего» представлена в двух версиях: основной очный курс программы (V 9.0) Программы Intel® «Обучение для будущего»; основной очный курс Intel® «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (V 10.0). Основной очн ...

Задачи по теме "Многоугольники" в материалах ЕГЭ по математике
Задачи по теме "Многоугольники" традиционно встречаются на выпускных экзаменах и в 9 классах и в 11 классах. С 2008 года математика включена в список предметов, по которым государственная итоговая аттестация по курсу основной школы стала проводиться в новой форме. Особенности содержания и ...

Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет
Важнейшей системой организма, определяющей физическую и умственную работоспособность детей, является сердечно-сосудистая система Показателем исходного состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений - ЧСС. ЧСС является одним из наиболее лабильных показателей гемоди ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru