Новая педагогика » Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Страница 6

Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми, даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Сообразно с этим, повышение качества образования, являясь приоритетным направлением в условиях модернизации образовательного процесса в школе, предполагает приобретение профессиональной компетентности, составляющим компонентом которой является и компетентность в невербальном общении (невербальная компетентность).

Во второй главе «Педагогические условия развития умений декодирования невербальной информации средствами вариативных форм обучения» дается анализ методов обучения декодированию невербальной информации в современной педагогической практике; раскрываются основные предпосылки развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.

О необходимости специального обучения декодированию невербальной информации говорил еще А.С. Макаренко, отмечая, что «актуальной является проблема наибольшего развития способности распознавать психические состояния воспитуемых посредством визуального наблюдения», «нужно уметь читать на человеческом лице…, и это чтение может быть описано в специальном курсе»

Современные исследователи также отмечают необходимость специально организованного обучения умениям декодирования невербальной информации (Н.М. Гаджиева, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Кислинская, В.В. Кочетков, В.А. Кузнецова, В.А. Лабунская, Н.Н. Никитина и др.). Так, Ю.Н. Емельянов отмечает, что «обучение кодированию и декодированию невербальных сообщений составляет одну из основных методических задач»

Однако обучение декодированию невербальной информации представляет определенную трудность. В этой связи встает проблема отбора и использования таких методов, технологий и форм, которые бы повысили качество процессов обучения, сделали бы их более производительными, действенными и плодотворными. Для решения этой задачи необходимо отобрать, объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную систему существующие методы эффективного обучения, разработать модель реализации компетентностного подхода.

В своем анализе методов обучения декодированию невербальной информации мы исходили из общих условий, которые определяют выбор метода обучения: закономерности и принципы обучения; содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности обучающихся и др.

На наш взгляд, при выборе метода обучения декодированию невербальной информации необходимо учитывать и то, что в разрезе проводимого нами исследования, мы говорим об организации обучения с взрослым человеком. С учетом особенностей развития взрослого (закономерности протекания когнитивных процессов, динамика эмоционально – потребностной сферы) при выборе наиболее эффективной обучающей технологии мы должны учитывать и андрогогической аспект.

Для исследования по этому направлению обучения декодированию невербальной информации учителей, мы использовали сравнительную характеристику двух моделей обучения – педагогической и андрагогической, - которая приведена в работах зарубежных и отечественных специалистов (П.А. Бавиной, Т.Г. Браже, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.П. Панфиловой, М.Ш. Ноулза, Дж. Равенна и др.). На основе андрагогической модели обучения возможно выделение принципов обучения взрослых ( самостоятельности; кооперативности; рефлексивности; инновационности; элективности; опоры на опыт; индивидуализации обучения; контекстности обучения; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей).

Данный перечень характеристик мы использовали как «систему координат» при подборе дидактической технологии развития умений декодировании невербальной информации.

Исходя из вышеперечисленных позиций (особенности декодирования невербальной информации, андрогогические составляющие и т.д.), одним из эффективных путей решения задачи обучения декодированию невербальной информации является внедрение методов активного обучения. Практика российской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методов обучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействия обучающихся. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов
Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет). Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значим ...

Дидактическое обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...

Организация коррекционно-логопедических мероприятий
Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края. Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37. Заведующая: Цыганова Валентина Ва ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru