Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 3

По сравнению с простым наблюдением опыт является более сложной формой изучения природы, т.к. он предполагает:

Активное воздействие на изучаемое явление или предмет;

Умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе, и сделать выводы;

Специально подготовленные условия проведения.

При постановке и использовании результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в реальности природоведческих явлений и материальной обусловленности их, проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать; сравнивать наблюдаемое; делать выводы из опыта. Кроме того, опыт приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает их мышление, т.е. требует поиска путей познания живой природы.

Практические работы представляют собой такой вид деятельности, где моторные движения сочетаются с умственной деятельностью. Цель практических работ может быть разной: одни из них формируют и совершенствуют природоведческие знания, другие – практические умения и навыки и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала. Эффективность практических работ будет выше, если они проводятся систематически, с начала изучения курса природоведения, с постепенным усложнением заданного материала, самостоятельности учащихся при их выполнении. Практические работы могут использоваться на уроках: при объяснении нового материала, закреплении пройденного. Их применение обеспечивает активную деятельность школьников, т.к. помогает глубже осмыслить материал, усвоить его, способствует развитию мышления и воображения, ибо в основе такой работы лежит не стереотипное повторение, а постановка и решение новой практической задачи, требующей применения знаний, умений и навыков.

Привлечение произведений художественной литературы к изучению природоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждает и поддерживает интерес учащихся.

Каждый из методов повышения активизации познания выполняет определенную функцию в зависимости от формы организации обучения. В школе сложилось большое разнообразие форм обучения. Это: урок, экскурсия, дополнительные занятия, кружки, домашняя учебная работа. Но надо иметь ввиду, что обучение будет успешным, если учитель сумеет соблюдать единство образовательной и воспитательной задач, пробуждать интерес к учению, развивать и поощрять самостоятельность детей, сможет организовать коллективную, групповую, индивидуальную работу с ними.

Большое место на уроках природоведения в начальных классах занимает такая форма организации учебной работы, как экскурсия. На экскурсии основными методами активизации познания детьми природы являются наблюдение, самостоятельная работа, беседа. Именно экскурсия дает наибольшую возможность обогатить ум ребенка живыми конкретными представлениями. Кроме того, работа непосредственно в природе воспитывает у учащихся внимательное, вдумчивое отношение к ним и самой природе, чувство любви к родному краю, умение видеть красивое в окружающем мире .

Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Особенности изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...

Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля да ...

Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru