Учебные наглядные пособия можно разделить на натуральные и изобразительные.
К натуральным наглядным пособиям относятся объекты живой и неживой природы: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Из натуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии, природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты.
Самую большую группу составляют изобразительные наглядные пособия: плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.) и объемные (муляжи, макеты, модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.
К образным наглядным пособиям относятся и так называемые экранные пособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи.
Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательной деятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе. формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами и приемами познавательной деятельностью и т. п.
Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средств побуждения младших школьников к учению (игра, наглядные пособия, занимательность, требования, поощрения и т.п.), так и роль внутренних стимулов (логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональные способы их решения и т.п.)
В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина) называют:
организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;
организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
повышение интереса к учению за счет его разнообразия;
связь нового материала с ранее изученным;
понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;
яркость, эмоциональность учебного материала;
создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;
постоянную проверку и оценку работы учащихся.
Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познания низок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес к учению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственной работы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)
Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения используют учебное содержание, занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу, наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию, создание положительной мотивации.
Другое по теме:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным. 3. Дошкольное образовательное уч ...
Механизмы развития дислексии
Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помо ...
Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в
России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...