Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 4

Учебные наглядные пособия можно разделить на натуральные и изобразительные.

К натуральным наглядным пособиям относятся объекты живой и неживой природы: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Из натуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии, природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты.

Самую большую группу составляют изобразительные наглядные пособия: плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.) и объемные (муляжи, макеты, модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.

К образным наглядным пособиям относятся и так называемые экранные пособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи.

Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательной деятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе. формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами и приемами познавательной деятельностью и т. п.

Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средств побуждения младших школьников к учению (игра, наглядные пособия, занимательность, требования, поощрения и т.п.), так и роль внутренних стимулов (логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональные способы их решения и т.п.)

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина) называют:

организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;

организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

повышение интереса к учению за счет его разнообразия;

связь нового материала с ранее изученным;

понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;

яркость, эмоциональность учебного материала;

создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;

постоянную проверку и оценку работы учащихся.

Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познания низок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес к учению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственной работы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)

Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения используют учебное содержание, занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу, наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию, создание положительной мотивации.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющ ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов
Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет). Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значим ...

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru