Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 2

Викторину можно использовать на различных этапах урока, в том числе и в процессе изучения нового материала. Вопросы викторины должны вызвать интерес к изучаемой теме, готовить учащихся к ее восприятию и осмыслению. На уроках закрепления изученного вопросы викторины направлены на выяснение уровня знаний учащимися фактического материала и на установление практической значимости этих знаний.

Для активизации мыслительной деятельности младших школьников выслушиваются ответы на вопрос викторины не одного, а нескольких детей путем постановки вопроса: «Почему ты так думаешь?», побуждающий к рассуждению к правильному ответу. Хороший эффект дает применение викторин на уроках обобщающего повторения и закрепления изученного материала, ответы на вопросы которых заставляют обращаться к дополнительной литературе. Это значительно углубляет знания учащихся, помогает осмысливать и выделять главное, существенное в изученных свойствах и явлениях. Каждая викторина увеличивает у детей объем знаний по природоведению, расширяя их представление о родном крае.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей обогащает содержание материала, активизирует процесс учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательной задачи с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Наряду с содержание учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение, и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным ученые относят методы проблемного обучения. Среди них выделяют:

Проблемное изложение знаний. Учитель показывает решения проблемы, «рассуждает вслух».

Эвристическая беседа. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов.

Исследовательский метод обучения. Его применение возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности.

Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения.

Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников, как метод обучения, играет самостоятельная работа. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.

Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности- наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего.

В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью программой предусматривается широкое использование опытов. В педагогической литературе опыт рассматривается как один из приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Детский дизайн, его особенности, типы и виды
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих издели ...

Формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...

Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного твор ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru