Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 2

Викторину можно использовать на различных этапах урока, в том числе и в процессе изучения нового материала. Вопросы викторины должны вызвать интерес к изучаемой теме, готовить учащихся к ее восприятию и осмыслению. На уроках закрепления изученного вопросы викторины направлены на выяснение уровня знаний учащимися фактического материала и на установление практической значимости этих знаний.

Для активизации мыслительной деятельности младших школьников выслушиваются ответы на вопрос викторины не одного, а нескольких детей путем постановки вопроса: «Почему ты так думаешь?», побуждающий к рассуждению к правильному ответу. Хороший эффект дает применение викторин на уроках обобщающего повторения и закрепления изученного материала, ответы на вопросы которых заставляют обращаться к дополнительной литературе. Это значительно углубляет знания учащихся, помогает осмысливать и выделять главное, существенное в изученных свойствах и явлениях. Каждая викторина увеличивает у детей объем знаний по природоведению, расширяя их представление о родном крае.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей обогащает содержание материала, активизирует процесс учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательной задачи с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Наряду с содержание учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение, и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным ученые относят методы проблемного обучения. Среди них выделяют:

Проблемное изложение знаний. Учитель показывает решения проблемы, «рассуждает вслух».

Эвристическая беседа. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов.

Исследовательский метод обучения. Его применение возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности.

Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения.

Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников, как метод обучения, играет самостоятельная работа. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.

Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности- наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего.

В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью программой предусматривается широкое использование опытов. В педагогической литературе опыт рассматривается как один из приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и уровнем речевого развития
Таблица № 1 Речевое развитие детей 3-х летнего возраста Фамилия Зона развития Уровень развития Баллы 1. Дьячков III - норма средний 5,4 2. Грузинцева III - норма средний 5,4 3. Андреевский V-III - зона средний 5,6 4. Курчинова III - норма средний 5,4 5. Логиновский III - норма средний 5,4 6. Мельни ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Рисунки и рассказы детей о насекомых
Одним из показателей интереса детей к миру насекомых является их желание рисовать и рассказывать о насекомых. Результаты наблюдений, экскурсии, прогулки дети стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По рисункам можно судить о том, что особо привлекает внимание ребёнка, как ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru