Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

В работах, посвященных изучению особенностей сенсорно-перцептивного развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, отмечается их способность к соотнесению основных цветов спектра, различению основных геометрических форм, дифференциации предметов по величине. Вместе с тем исследователи выявили качественное своеобразие этого процесса у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Способность умственно отсталых детей различать цвета при небольшом количестве предметов (имея перед собой 2-6 предметов двух цветов, дети способны отдифференцировать даже сходные цветовые оттенки). Основные ошибки связаны с неумением переработать получаемую информацию: глобальное, нерасчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводят к затруднениям восприятия не только усложненного, но и простого материала. Однако и при уметенной и тяжелой интеллектуальной недостаточности возможна ориентировка. Исследование по формированию у этой категории детей наглядно-конструктивных операций показало возможность принятия помощи детьми в ситуации, когда не предъявляются требования к быстроте и самостоятельности на первых этапах деятельности.

Исследования особенностей представлений о величине предметов, хорошо знакомых детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, показали относительную сформированость этих представлений. Однако в жизненных ситуациях дети оперируют лишь понятиями «большой» и «маленький», любые другие понятия употребляются ими недифференцированно, уподобляются. На основе проведенного исследования разработана система формирования представлений о величине и употребления слов-понятий, которая включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: решение практической житейской ситуации, требующей учета величины предметов; сравнение натуральных предметов по величине путем наложения и прикладывания и выделение понятия величины предмета; работа с картинками, элементарная классификация; проведение тренировочных упражнений с дидактическим материалом; самостоятельное воссоздание предметов, отличающихся по величине, в рисунках и ручных работах.

Приведенные данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью относятся к периоду начала школьного систематического обучения. Имеющиеся в литературе данные о развитии сенсорной сферы детей с глубоким нарушением интеллекта младшего возраста весьма бедны.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Образование в Австрии
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге и др. Построенные по немецкому образцу, эти университеты не д ...

Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...

Физика колебаний. Свободные колебания
Хорошо известно, что в ряде случаев тело, получившее некоторое возмущение и предоставленное самому себе, после этого совершает колебания. Хотя такие свободные колебания сами по себе редко используются в технике, знакомство с ними необходимо, поскольку их роль в колебательном процессе чрезвычайно ва ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru