Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

В работах, посвященных изучению особенностей сенсорно-перцептивного развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, отмечается их способность к соотнесению основных цветов спектра, различению основных геометрических форм, дифференциации предметов по величине. Вместе с тем исследователи выявили качественное своеобразие этого процесса у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Способность умственно отсталых детей различать цвета при небольшом количестве предметов (имея перед собой 2-6 предметов двух цветов, дети способны отдифференцировать даже сходные цветовые оттенки). Основные ошибки связаны с неумением переработать получаемую информацию: глобальное, нерасчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводят к затруднениям восприятия не только усложненного, но и простого материала. Однако и при уметенной и тяжелой интеллектуальной недостаточности возможна ориентировка. Исследование по формированию у этой категории детей наглядно-конструктивных операций показало возможность принятия помощи детьми в ситуации, когда не предъявляются требования к быстроте и самостоятельности на первых этапах деятельности.

Исследования особенностей представлений о величине предметов, хорошо знакомых детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, показали относительную сформированость этих представлений. Однако в жизненных ситуациях дети оперируют лишь понятиями «большой» и «маленький», любые другие понятия употребляются ими недифференцированно, уподобляются. На основе проведенного исследования разработана система формирования представлений о величине и употребления слов-понятий, которая включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: решение практической житейской ситуации, требующей учета величины предметов; сравнение натуральных предметов по величине путем наложения и прикладывания и выделение понятия величины предмета; работа с картинками, элементарная классификация; проведение тренировочных упражнений с дидактическим материалом; самостоятельное воссоздание предметов, отличающихся по величине, в рисунках и ручных работах.

Приведенные данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью относятся к периоду начала школьного систематического обучения. Имеющиеся в литературе данные о развитии сенсорной сферы детей с глубоким нарушением интеллекта младшего возраста весьма бедны.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Система образования в Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское госу ...

Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чётко ...

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru