Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию

Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию

Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания. Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Функционирование самообразовательной деятельности определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация, выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль. Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих слабых мест, определение в связи с этим последующих образовательных задач дает возможность школьнику следующий цикл самообразования строить более сознательно. Необходимым компонентом также является энергетический, который включает как волевые так и эмоциональные стороны деятельности.

Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций. Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать.

Перейдем к рассмотрению психолого – педагогических характеристик готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г.Н. Среди таких характеристик Сериков Г.Н. считает нужным выделить следующие:

- личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;

- отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;

- взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;

- уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования.

Также Сериков Г.Н считает, что возможность и эффективность самообразования в значительной степени определяется той базой, которой владеет личность в области предмета самообразования и способов его освоения. Поэтому важной характеристикой готовности к самообразованию является уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта. Она включает следующие компоненты:

- в конкретном видеть проявление общего;

- из общего выделять конкретное;

- видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т. п.;

- осознание единства и целостности научной картины мира;

- умение соотносить научные категории с объективной реальностью;

- уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;

- умение анализировать и обобщать;

- гибкость мыслительной деятельности;

- осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;

- прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.

Далее Сериков Г.Н. говорит о том, что осуществление самообразования становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям самообразования, внутренним потребностям личности и т. п. Следовательно, умение личности работать с основными источниками социальной информации также является показателем ее готовности к самообразованию. Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации вычленим следующие:

- характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников;

- психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации;

- культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);

- рациональная запись информации с различных источников;

- культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником;

- умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования.

Таким образом, рассмотренные характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования. При этом следует иметь в виду, что готовность к самообразованию фактически представляется ценностным механизмом, в котором с научно-теоретической точки зрения важнейшими являются два аспекта. Психологический аспект отражает меру внутренней готовности личности добровольно, систематически заниматься самообразованием. Педагогический же аспект отражает меру внешней процессуально – деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности.


Другое по теме:

Классификация форм воспитательной работы применимых к воспитанию подростков
Вопрос классификации форм воспитательной работы является отнюдь не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С.Д. Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л.В. Байбородов ...

Речевое развитие дошкольника
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности – ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы р ...

Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий
Предметные действия – исторически сложившиеся, закреплённые за определёнными предметами общественные способы их употребления. Имеются в виду все действия с предметами, т.е. как усвоение действий с предметами обихода (чашка, ложка и т.п.), так и действия с игрушками. Носителями предметных действий я ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru