Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Дифференциация в обучении старшеклассников

Дифференциация в обучении старшеклассников

Страница 5

Уровневая дифференциация - это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача и досдача зачетов, достижений повышенных уровней. Учитель осуществляет подбор заданий обязательного уровня, демонстрирует уровень обязательных требований. Он по-другому разрабатывает дидактический материал, по-другому планирует учебный материал, который подается в виде учебных блоков. Между зачетами работа в классе происходит в подвижных группах, состав которых меняется от темы к теме, от урока к уроку и зависит от степени усвоения учащимся обязательного уровня. Каждый учащийся должен достигнуть обязательного уровня, за это на зачете ему будет поставлено «зачтено». Желающие школьники могут выполнять задания дополнительной части, соответствует отметкам «4» и «5». Зачеты можно пересдавать, но выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если выполнены все обязательные задания. Уровневая дифференциация способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый школьник сам регулирует уровень своих знаний.

Наиболее широко в практике распространена внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще - по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутриклассной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний. Объяснение же нового учебного материала происходит одинаково для всех, учитель при этом ориентируется на “среднего” ученика, что тормозит развитие “сильных” и создает дополнительные трудности для “слабых”.

Внутриклассная дифференциация может быть не только выражена в заданиях, различающихся по уровню сложности, но и по выбранной учениками профессии. В итоге ученики должны овладеть одинаковыми знаниями и определенным минимумом, который задается обязательным минимумом. Именно по этому в старшей школе можно применить задания, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации школьников. Так же можно учеников разделить на некие группы, в зависимости от их профессиональных интересов и в зависимости от этого давать ученикам задания по информатике на уроке. Задания будут по сложности одинаковые, в результате, уровень знаний по предмету у учеников будет одинаковый. Оценивать результаты старшеклассников тоже не представит никакого труда.

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты:

1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества усреднение детей.

2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

4. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

5. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

6. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

7. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.

8. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Отрицательные аспекты:

1. Деление детей по уровню развития негуманно.

2. Слабые лишаются возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

3. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

4. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.

5. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

6. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.

7. Перекомплектование разрушает классные коллективы.

Профильное обучение

– особый вид дифференциации и индивидуализации обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерияниями.

Профильное обучение может строиться либо на основе лишь профильной дифференциации или на основе сочетания профильной и уровневой дифференциации; при этом оно должно реализоваться на старшей ступени школы, а с точки зрения организации - должно основываться на внешней дифференциации (организация профильных классов и школ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вме ...

Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте
Проблема развитии агрессии в детском возрасте во все времена волновала и по сей день волнует ученых всего мира. Психологи спорят о природе, причинах, формах выражения и возможностях ее предупреждения и ослабления. Агрессию определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные раздр ...

Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества. Познание языка — это одно из направлений в познании становления человека как обществе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru