Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Дифференциация в обучении старшеклассников

Дифференциация в обучении старшеклассников

Страница 2

В 20-е годы общим моментом разнообразных экспериментов по индивидуализации обучения стало сочетание индивидуального режима работы с организацией подвижных по составу учебных групп. Характерным примером поисков в этом направлении стал Иена-план, разработанный профессором Иенского университета П. Петерсан. М.В. Кларин отмечает, что деление учащихся на классы по возрасту и уровню подготовки (горизонтальная группировка) было заменено объединением детей разного возраста и уровня подготовки (вертикальная группировка). Внутри групп на основе общих интересов образовывались временные, свободно составленные группы-задания от 2 до 6 человек. При различных видах учебной деятельности их состав мог свободно меняться, преобладала работа по индивидуальным планам и самостоятельное изучение материала.

С тридцатых годов в России попытка дифференцировать учащихся по способностям сочеталась с курсом на трудовую подготовку. Для учащихся первой ступени, не справлявшихся с типовой учебной программой, общеобразовательные дисциплины преподавались сокращенно, но увеличивалось количество практических занятий в школьных мастерских. Кроме того, в связи с дифференциацией учащихся по способностям и интересам вводилось углубленное изучение отдельных предметов по направлениям: естественно-математическому, словесно-историческому и т.д.

Именно это было начальной идеей создания дифференциации обучения в школе, это просто направления, которые могут выбрать далеко не все учащиеся. Все учащиеся могут не владеть хорошо например гуманитарными предметами или в направлении « естественно-математическом» совершенно не любить естественные науки, а хорошо ориентироваться в математике. Именно поэтому надо учитывать способности всех учеников, их интересы и давать им задания, которые им интересны и понятны.

В учебном процессе реализовывалась обязательная для всех учащихся программа-минимум и необязательная, по выбору, программа-максимум. Учащиеся могли работать в том темпе, который соответствовал их индивидуальным возможностям.

Наиболее характерным видом дифференциации для советской школы 20-30-х годов явилась профессионализация школы второй ступени и введение профуклонов. Для профуклонов избирались такие отрасли труда, для которых общее среднее образование имело первостепенное значение. Также выбор профуклона зависел от наличия в непосредственной близости от школы предприятий, учреждений, так как учащиеся должны были проходить на них практику, получать консультации и инструктаж у работающих там специалистов.

Профуклон существовал только по одной, определенной специальности. В современной школе есть разнообразные возможность для выявления профессиональной ориентации старшеклассников и в дальнейшем на уроке информатики решать задания, которые дифференцированы в зависимости от их профессиональной ориентации.

Новый этап в истории советской школы и педагогики (30-50-е годы) характеризовался отказом от завоеваний революционной школы 20-х годов. В постановлениях 1931-1936 годов был определен курс на единообразие школы, жесткую регламентацию всего учебно-воспитательного процесса. Эксперименты в области дифференцированного обучения прекратились.

Вновь активно идеи дифференциации стали разрабатываться в 50-е годы. Этому способствовали, прежде всего, социальные условия – демократизация жизни страны. Начался широкий эксперимент по дифференциации обучения в средней школе №710 города Москвы и №18 Павловского Посада Московской области (по инициативе А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, М.А. Мельникова). Инициаторы экспериментов исходили из того, что в советской школе, в отличие от буржуазной, дифференцированное обучение может стать гибкой формой среднего образования, отвечающей общественным интересам и удовлетворяющей интересам учащихся. Дифференциация отныне должна способствовать улучшению подготовки молодежи к практической деятельности.

Вопрос о дифференциации возник в этот период после опубликования в 1958 году закона « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и в связи с введением в систему народного образования средних школ с производственным обучением. Эти школы давали общее и политехническое образование, а также вооружали учащихся специальными знаниями и умениями для работы в одной из отраслей народного хозяйства и культуры.

Несмотря на большой перерыв в области дифференциации образования и прекращения работы над этой идеей, все равно школы вернулись к этой идеи.

В начале 70-х годов эксперименты были прекращены. Начался период застоя, когда дифференциация обучения оказалась ненужной, как и все новое и непривычное, что вызывало настороженное отношение.

В 60-70-е годы, существовали и другие формы дифференциации учебного процесса: факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (математики и вычислительной техники, физики и агробиологии, гуманитарных предметов и др.). Однако спецшколы с углубленным изучением предметов были созданы только в крупных городах и их было немного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Фрагмент календарно-тематического плана занятий по дисциплине «Основы взаимозаменяемости и стандартизации»
Планы-конспекты занятий План-конспект занятия №1 Тема: Посадки. Тема раздела: Основные понятия и термины единой системы допусков и посадок. Тип: лекция Группа: 161 Дата проведения: 16 апреля 2010 г. Цель урока: сформировать у студентов необходимые знания о посадках и соединениях. Задачи: Образовате ...

Причины и симптоматика дизартрии
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем воз ...

Школьная система специального образования
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальным образовательными стандартами в различных образовательные учреждениях или на дому. В течение ХХ в. складывалась система специальных (коррекционных образовательных учреждений, котор ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru