Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Страница 2

В последнее десятилетие интерес отечественных ученых к проблеме различий между полами резко возрос. «Сейчас становится все более очевидным, – отмечает Е.П. Ильин, – что бесполые физиология и психология существенно искажают истинную картину». Исследования проводятся не только психологами и социологами, но и представителями таких дисциплин, как генетика, эволюционная биология, физиология, нейропсихология, психофизиология (В.А. Геодакян, 1992; С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, 1998; В.Г. Каменская, С.В. Зверева, 1999).

Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева (1991) установили, что различия в мозговой организации проявляются чрезвычайно рано: уже в период новорожденности мозг детей работает неодинаково: анализ взаимодействий электрических потенциалов коры головного мозга с большей уверенностью позволяет определить пол ребенка.

Психологами отмечены такие факты, что мальчики 7–8 и 11–12 лет превосходят девочек по уровню развития большинства параметров интеллекта, причем в старшей группе это преимущество более отчетливо (И.С. Кантонистова, 1981). В то же время Я.И. Михайлова (2001), обследовав детей 6–7 лет, нашла, что уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек достоверно выше. По данным В.Ф. Коновалова с соавторами (1987), девочки 5–10 лет решают экспериментальную задачу быстрее, чем мальчики того же возраста. В 15–17 лет ситуация меняется – задачу быстрее решают уже представители мужского пола. Их преимущество сохраняется и в последующих возрастах. Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, поэтому в возрасте 5–10 лет девочки опережают по интеллектуальным способностям мальчиков.

М.В. Крулехт, Т.С. Грядкина, (1999) изучали проявления гендерных различий в самостоятельной детской деятельности. В ситуации свободного выбора мальчики старшего дошкольного возраста явно тяготеют к задачам на нахождение способа решения, поиск. Они продуктивнее и с большим интересом используют в работе пооперационные карты, простейшие чертежи. Девочек 5–6 лет больше привлекают типовые задания, которые выполняются ими тщательно и аккуратно. Источником творчества для старших дошкольниц служит использование образцов и наглядности.

Сотрудники кафедры психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена О.Т. Грядкина и Л.И. Казьмина, проанализировав результаты пятилетнего исследования, установили следующее. В пять лет уровень развития зрительно – пространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый. В шесть лет девочки опережают мальчиков по показателям слухоречевой памяти. В показателях развития зрительно – пространственной памяти различий не установлено. Это же характерно и для детей семи лет. В возрасте 4–5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. К шести годам эти различия исчезают.

В ходе исследований, направленных на изучение различий в механизмах психофизиологического обеспечения процесса мышления, проводимых под руководством профессора, доктора психологических наук В.Г. Каменской установлено, что продуктивная деятельность мальчиков (4–8 лет) обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва. Тогда как девочки аналогичные задания выполняют на базе принципиально иных механизмов – так называемой самоорганизации «подстройке» мозговых процессов регуляции к специфическим особенностям предполагаемых заданий. Не смотря на очевидные различия в механизмах психофизиологического обеспечения, интеллектуальная продуктивность мальчиков и девочек оказалась одинаковой. Было выявлено, что у девочек и у мальчиков психофизиологические системы вносят различный вклад в их интеллектуальное развитие: у девочек успешное вербальное развитие положительно сопрягается с развитием межполушарных механизмов, которые у них не завершили свою специализацию, у мальчиков – вербально – когнитивные процессы зависят от системы зрительной памяти, менее прочной, чем у девочек.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...

История возникновения метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразоват ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru