Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Страница 3

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарии: имеются данные о проявлении функциональной асимметрии у мальчиков и девочек на разных этапах онтогенеза. В.Ф. Коновалов и И.С. Сериков (1983) выявили у детей 9–10 лет половые различия в проявлении функциональной асимметрии полушарии головного мозга при мнестической деятельности. Установлено, что у девочек большая асимметрия КГР имеет место в ответах на прослушивание слов, которые адресовались левому уху и запечатлевание в памяти, а у мальчиков – на слова, воспринимаемые правым ухом, которые в последующем не воспроизводились. Л.Г. Воронин и др. (1976) отметили, что у девочек 6–7 лет различия между мнестическими функциями полушарий выражены сильнее и объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

По поводу природы различий мальчиков и девочек сформировались две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них утверждают, что психологическое различие полов – это продолжение различий биологических.

Исходной точкой биологического подхода к пониманию природы различий между полами, считает И.С. Клецина (1998), является биологический половой диморфизм, «который дополняется системой психологических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнетивных процессах, мотивации, способностях и интересах…» (с. 49).

Представители другой точки зрения считают, что психологические различия полов – это результат социально – воспитательных воздействий. И когда говорят о психосоциальной, социокультурной роли представителей обоих полов как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии учеными еще не разрешен.

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Проблема психологических различий полов, несмотря на достаточно большое количество работ по этой тематике, является весьма актуальной областью исследования. Обобщая результаты, можно обозначить те сферы, развитие которых у детей разного пола различаются в наибольшей степени. К ним можно отнести: неодинаковые способности мальчиков и девочек в ориентации в пространстве; различия в речевых навыках; различия слухоречевой памяти; различия в самостоятельной детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
Занятие обычно строится по плану: 1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2) чтение воспитателем всего текста, 3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои о ...

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

История становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru