В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарии: имеются данные о проявлении функциональной асимметрии у мальчиков и девочек на разных этапах онтогенеза. В.Ф. Коновалов и И.С. Сериков (1983) выявили у детей 9–10 лет половые различия в проявлении функциональной асимметрии полушарии головного мозга при мнестической деятельности. Установлено, что у девочек большая асимметрия КГР имеет место в ответах на прослушивание слов, которые адресовались левому уху и запечатлевание в памяти, а у мальчиков – на слова, воспринимаемые правым ухом, которые в последующем не воспроизводились. Л.Г. Воронин и др. (1976) отметили, что у девочек 6–7 лет различия между мнестическими функциями полушарий выражены сильнее и объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
По поводу природы различий мальчиков и девочек сформировались две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них утверждают, что психологическое различие полов – это продолжение различий биологических.
Исходной точкой биологического подхода к пониманию природы различий между полами, считает И.С. Клецина (1998), является биологический половой диморфизм, «который дополняется системой психологических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнетивных процессах, мотивации, способностях и интересах…» (с. 49).
Представители другой точки зрения считают, что психологические различия полов – это результат социально – воспитательных воздействий. И когда говорят о психосоциальной, социокультурной роли представителей обоих полов как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии учеными еще не разрешен.
Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.
Проблема психологических различий полов, несмотря на достаточно большое количество работ по этой тематике, является весьма актуальной областью исследования. Обобщая результаты, можно обозначить те сферы, развитие которых у детей разного пола различаются в наибольшей степени. К ним можно отнести: неодинаковые способности мальчиков и девочек в ориентации в пространстве; различия в речевых навыках; различия слухоречевой памяти; различия в самостоятельной детской деятельности.
Другое по теме:
Развитие изобразительного творчества у детей среднего
дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием
нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного твор ...
Выявление и оценка коммуникативных и организаторских
способностей старшеклассников
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля да ...
История развития хорового пения
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и во ...