Педагогика и воспитание » Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности » Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности

Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности

Страница 3

В оценке значимости таких ценностей, как "Престиж" и "Креативность" также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большей мере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.

Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально - одобряемой работы или профессии.

В целом по результатам исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер является средством "защиты" от реальности, а для испытуемых группы №3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различий между второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненные ориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее. У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля – Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.

В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердились гипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия.

Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.

Вместе с тем, выявились и достоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.

У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля – Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.

Выбранный нами подход к исследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а что следствием: особенности ценностно – смысловой сферы заставляют человека осваивать все новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловой сферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощью другого метода психологического исследования- эксперимента.

Другим источником повышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровня компьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированных тестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этом мы видим перспективы нашей исследовательской работы.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу ...

Проблема исследования творчества
Творчество выступает одним из важнейших факторов коренных преобразований определенных логически, предметно или художественно- связанных объектов либо состояний и последующего замещения их качественно другими, прежде неизвестными. Его фундаментальной особенностью является движение к обретению челове ...

Профессионально-прикладная физическая подготовка
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались сер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru