Новая педагогика » Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста » Пути формирования этических представлений у детей

Пути формирования этических представлений у детей

Страница 3

Как на занятиях, в повседневной жизни, так и в семье используются дидактические игры, главная цель которых − развитие ребенка. Они хороши для закрепления уже усвоенных этических представлений. Задания могут быть самые разнообразные. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их в нужном направлении. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а этические нормы легко войдут в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры их разумность и необходимость.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом; «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф. Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания этических представлений детей старшего дошкольного возраста является художественная литература

. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Для развития этических представлений целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой описывалась бы не только какая-то определенная ситуация, но и были бы противопоставлены друг другу добро и зло.(Н. Носов «Карасик», К Чуковский «Айболит», Ш. Пьерро «Фея» и другие).

«

Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово— самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев…Слово этического поучения воспитателя воспринимается лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Изучением процесса формирования этических представлений посредством художественной литературы занимались видные отечественные и зарубежные ученые: Запорожец А. В., Сухомлинский В. А., Костюк Г. С., Д. М. Арановская. А. В. Запорожец показал условия возникновения, характер и особенности той деятельности ребенка, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения. Арановской Д. М. были выявлены возрастные возможности понимания детьми этического смысла сказки, замыслов и действий ее героев при разном характере ее построения.

Изучением влияния художественной литературы на развитие личности дошкольника занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Выготский Л. С., Запорожец А. В., Сухомлинский В. А., Теплов Б. М., К. Е. Хоменко, Макеева И. П., Арановская Д. М., Концевая О. М., Морозова Н. Г., Славина Л. С., Титаренко Т. И., Губова Е. О. под руководством Панасевич З. М., Тихомирова И. И.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Эмпирическое исследование детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...

Развитие непроизвольного и произвольного внимания
У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественн ...

Методика преподавания математики в начальной школе
Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой. МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ предст ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru