Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 15

Это уже пример словесного иллюстрирования текста. Мы видим, как рассматривание готовой иллюстрации послужило своеобразным толчком к самостоятельной творческой деятельности детей на основе прочитанного.

Музыкальное иллюстрирование, то есть подбор звуковых "картин" к стихотворению, используется на уроке чтения в трех основных методических вариантах. Приведем их:

- Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему?

- Из двух музыкальных произведений выберите то, которое более соответствует прочитанному стихотворению.

- Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению?

Анализ стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, то есть образных представлений на основе прочитанного. Это имеет большое значение для выработки правильной интонации чтения стихотворения.

Какие приемы целесообразно использовать на этом этапе?

Работая над выразительным чтением отрывка из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" "Уж небо осенью дышало…", мы сообщаем детям, что очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза- после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырех. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимые паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счет РАЗ;

- точка, тире, двоеточие – на счет РАЗ, ДВА;

- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счет РАЗ, ДВА, ТРИ;

Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.

Затем мы сообщаем детям, что при чтении голосом выделяют наиболее значимое слово и приводим примеры. Затем знакомим с таблицей 2 ( ).

Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.

На следующем этапе урока мы с детьми накладываем на текст стихотворения кальку и проставляем условные знаки, обозначенные в таблицах 1 и 2.

Текст приобретает такой вид:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень +

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поле туман,

Гусей крикливых караван +

Тянулся к югу: || приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Далее проводим чтение стихотворения учащимися в соответствии с расставленными знаками, отрабатывая навык выразительного чтения.

Следующий шаг подготовки к выразительному чтению – наблюдения над аллитерацией (звукозаписи).

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась.

Просим детей произнести эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев, определить какие звуки создают такое ощущение (С-Ч-Ш-Ж).

Предлагаем детям найти самые важные слова в стихотворении, определяющие его настроение, то есть ключевые слова (Скучная пора).

Дети определяют, что ноябрь- пора скучная (Потому что "реже солнышко блистает", "…короче становится день", улетают птицы).

Обращаем внимание школьников на то, что все это стихотворение представляет собой одно большое предложение, на знак, который стоит в конце предложения. Значит читать стихотворение будем медленно, неторопливо.

Проводим повторное чтение стихотворения учащимися.

Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение всей работы, праздник, концерт, конкурс на лучшее его исполнение. перед тем как начать его, дадим детям возможность несколько минут самостоятельно поработать с текстом, приготовиться к его выразительному чтению. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

Работа над стихотворением, построенная таким образом, поможет учителю решить сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонацией чтения текста, создание атмосферы в классе, когда можно возразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, инертности, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Содержание программы Интел «Обучение для будущего»
Структура программы. Версии Программа Интел «Обучение для будущего» представлена в двух версиях: основной очный курс программы (V 9.0) Программы Intel® «Обучение для будущего»; основной очный курс Intel® «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (V 10.0). Основной очн ...

Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника
Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обуслов ...

Дыхание детей в норме и с речевыми нарушениями
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемы ми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru