Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 13

Дети знакомятся с некоторыми приемами звуковой плотности (если есть связь со смыслом).

Анализируя стихотворение С.А.Есенина "Воробышки", мы определяем с детьми настроение первой строфы – глубокая тоска. Что же создает тоскливое настроение? Ауканье зимы, звон промерзшего леса). Просим прочитать рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы: аукает – баюкает, глубокою –далекую. Произнести хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова "СтоЗвоном СоСняка". Помогаем детям почувствовать как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается впечатление озноба, звенящего на морозе дерева.

Далее предлагаем подумать, сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу (ЛЫ-ЛЕ-ЛА: ПЛЫвут в страну даЛЕкую седые обЛАка).

Говорим детям, что строка звучит красиво, потому что поэт использует звукопись.

Можно продолжить знакомство учащихся с метафорой (перенесение свойства одного предмета или явления на другой на основании общего признака, установление связи по сходству. Это возможно, например, при чтении произведения Тютчева "Весенняя гроза" ( ). Мы просим детей найти строки, какие говорят о том, что в такую грозу природа стала даже красивее (Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит).

Поясняем, что "перлы дождевые" - это метафора. Слово перл значит жемчужина. Поэт назвал дождевыми перлами круглые и блестящие капли дождя.

Далее объясняем детям, что поэт назвал нитями в строке И солнце нити золотит. (Струи дождя, освещенные солнцем).

Золотые нити дождя –это тоже метафора, скрытое сравнение. Ведь поэт не говорит: "И солнце струи дождя, похожие на нити, золотит". Он просто называет их нитями.

Работая над смысловым анализом стихотворения А.Н.Майкова "Весна" и выясняя ассоциативное наполнение ключевого образа, мы добивались более глубокого восприятия. Сравним:

- Почему зима "седая"?- Почему у Весны колесница

(ассоциация по цвету и "золотая"?

длительности пребывания зимы)(от блестящих, как золото,

лучей яркого весеннего

более общая солнышка)

более субъективная, требующая работы творческого воображения

Дети легко справляются с вопросом, приведенным слева. Но задумываются и могут не дать вопрос справа. Та же цель – при анализе строк.

У нее не лук, не стрелы,,

Улыбнулась лишь – и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!

"Какая улыбка противопоставляется луку и стрелам как более мощное орудие?" - вопрос такого плана потребует у ребенка работу воображения по сопоставлению сразу нескольких плоскостей:

1) зима – весна;

2) прощание – приветливость;

3) остающиеся лишь на темных участках земли грязно-серые островки снега – солнце, растапливающее их своим жаром.

Работа над художественным образом, которая происходит при выяснении смысла подобного слово употребления, занимает самое важное, а точнее ключевое место в анализе. Через образ, с его помощью передается тот личностный смысл, который видит в явлении автор. Если поэту, и нам, учителям, удалось его донести до читателя, художественное общение состоялось.

Знакомство с произведениями С.Есенина позволяет детям проникнуть в особый мир, где живет похожая на девушку березка, с шелковыми растрепанными ветром косами летом и в торжественном свадебном наряде зимой. В этом мире душистая кудрявая черемуха слушает вкрадчивые песенки серебряного ручья, а сосна-старушка в белый косынке, опирается на клюку. Какую бы пору ни переживала природа – утро, день, вечер, весну, зиму, лето, осень, она всегда сказочно прекрасна!

Этот есенинский взгляд на природу, раскрытие ее красоты и духовной сущности, мы постарались донести до младших школьников через вступительную беседу и задушевное выразительное чтение стихотворения "Черемуха".

В центре стихотворения образы черемухи и ручья. Надо помочь детям живо представить их и ощутить теплоту авторского отношения к ним.

Итак, перед нами черемуха, растущая в овраге, и ручей, омывающий ее корни. Ребята перечитывают строки, рисующие черемуху, стараются представить ее в своем воображении, опираясь на лексико-семантический анализ:

Текст

Представления

Лексика

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Большая, белая, вся в цвету черемуха стоит в ясный солнечный день в овраге. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью. Цветы черемухи, белые, с желтыми тычинками собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Душистая – ароматная, благоухающая, пахучая.

Ветки золотистые – цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

Принципа создания хора на начальном этапе
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее ...

Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru