Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 13

Дети знакомятся с некоторыми приемами звуковой плотности (если есть связь со смыслом).

Анализируя стихотворение С.А.Есенина "Воробышки", мы определяем с детьми настроение первой строфы – глубокая тоска. Что же создает тоскливое настроение? Ауканье зимы, звон промерзшего леса). Просим прочитать рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы: аукает – баюкает, глубокою –далекую. Произнести хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова "СтоЗвоном СоСняка". Помогаем детям почувствовать как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается впечатление озноба, звенящего на морозе дерева.

Далее предлагаем подумать, сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу (ЛЫ-ЛЕ-ЛА: ПЛЫвут в страну даЛЕкую седые обЛАка).

Говорим детям, что строка звучит красиво, потому что поэт использует звукопись.

Можно продолжить знакомство учащихся с метафорой (перенесение свойства одного предмета или явления на другой на основании общего признака, установление связи по сходству. Это возможно, например, при чтении произведения Тютчева "Весенняя гроза" ( ). Мы просим детей найти строки, какие говорят о том, что в такую грозу природа стала даже красивее (Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит).

Поясняем, что "перлы дождевые" - это метафора. Слово перл значит жемчужина. Поэт назвал дождевыми перлами круглые и блестящие капли дождя.

Далее объясняем детям, что поэт назвал нитями в строке И солнце нити золотит. (Струи дождя, освещенные солнцем).

Золотые нити дождя –это тоже метафора, скрытое сравнение. Ведь поэт не говорит: "И солнце струи дождя, похожие на нити, золотит". Он просто называет их нитями.

Работая над смысловым анализом стихотворения А.Н.Майкова "Весна" и выясняя ассоциативное наполнение ключевого образа, мы добивались более глубокого восприятия. Сравним:

- Почему зима "седая"?- Почему у Весны колесница

(ассоциация по цвету и "золотая"?

длительности пребывания зимы)(от блестящих, как золото,

лучей яркого весеннего

более общая солнышка)

более субъективная, требующая работы творческого воображения

Дети легко справляются с вопросом, приведенным слева. Но задумываются и могут не дать вопрос справа. Та же цель – при анализе строк.

У нее не лук, не стрелы,,

Улыбнулась лишь – и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!

"Какая улыбка противопоставляется луку и стрелам как более мощное орудие?" - вопрос такого плана потребует у ребенка работу воображения по сопоставлению сразу нескольких плоскостей:

1) зима – весна;

2) прощание – приветливость;

3) остающиеся лишь на темных участках земли грязно-серые островки снега – солнце, растапливающее их своим жаром.

Работа над художественным образом, которая происходит при выяснении смысла подобного слово употребления, занимает самое важное, а точнее ключевое место в анализе. Через образ, с его помощью передается тот личностный смысл, который видит в явлении автор. Если поэту, и нам, учителям, удалось его донести до читателя, художественное общение состоялось.

Знакомство с произведениями С.Есенина позволяет детям проникнуть в особый мир, где живет похожая на девушку березка, с шелковыми растрепанными ветром косами летом и в торжественном свадебном наряде зимой. В этом мире душистая кудрявая черемуха слушает вкрадчивые песенки серебряного ручья, а сосна-старушка в белый косынке, опирается на клюку. Какую бы пору ни переживала природа – утро, день, вечер, весну, зиму, лето, осень, она всегда сказочно прекрасна!

Этот есенинский взгляд на природу, раскрытие ее красоты и духовной сущности, мы постарались донести до младших школьников через вступительную беседу и задушевное выразительное чтение стихотворения "Черемуха".

В центре стихотворения образы черемухи и ручья. Надо помочь детям живо представить их и ощутить теплоту авторского отношения к ним.

Итак, перед нами черемуха, растущая в овраге, и ручей, омывающий ее корни. Ребята перечитывают строки, рисующие черемуху, стараются представить ее в своем воображении, опираясь на лексико-семантический анализ:

Текст

Представления

Лексика

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Большая, белая, вся в цвету черемуха стоит в ясный солнечный день в овраге. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью. Цветы черемухи, белые, с желтыми тычинками собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Душистая – ароматная, благоухающая, пахучая.

Ветки золотистые – цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Ориентировка в пространстве и времени
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных прот ...

Социология образования
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология образования является специальной теорией среднего уровня. Объект социологии образования - сфера образования как социальное явление; люди, их объ ...

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи
Значение живого устного слова неоспоримо, так как лекция, доклад, беседа, выступление – любые формы устного повествования – являются повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. В то же в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru