Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 12

Работая над решением поставленных задач, не будем забывать о главном: постараемся не разрушить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое возникло на первых этапах работы с текстом, проведем анализ стихотворения осторожно, ненавязчиво, так, чтобы в ходе работы с текстом все возрастало удивление и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждым словом и каждой строчкой они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию.

Какие приемы для этого используем? В первую очередь выборочное чтение отдельных строф, строчек по заданию учителя, например: прочитайте первые четыре строки стихотворения. Как автор описывает весну, зиму? С чем он сравнивает зиму? Прочитайте. С помощью каких слов поэт рисует времена года?

Для выборочного чтения отбираем наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения, а также те, значение которых может быть непонятно детям.

Обращаем внимание учащихся на образные средства языка художественного произведения: эпитеты, сравнения, метафоры, аллегорию и другие случаи звуковой плотности. С некоторыми из них учащиеся знакомы. И поэтому им не составит труда найти сравнения, например в стихотворении Пушкина "Опрятней модного паркета" речка сравнивается с модным паркетом, у Тютчева в стихотворении "Листья" листья сосны и если сравниваются с иглами ежа.

Дети знакомятся с приемом олицетворения. Анализируя стихотворение Тютчева "Весенняя гроза", мы спрашиваем детей: чем же занимается молодой гром? (Резвится, играет, грохочет, гремит). Детям поясняем: когда говорят о громе как о человеке, называя его молодым, потому что он резвится и играет, подразумевается использование определенного поэтического приема. Как он называется? (олицетворение).

Беседуя с детьми по стихотворению Никитина "Встреча зимы", мы просим их найти в первой части текста строчки о лесе. Может ли лес плакать? Почем автор так пишет о нем? Как называется прием, когда неодушевленный предмет изображается как живой?

Работая по восприятию внимания к художественному слову, мы формировали умение воссоздать в своем воображении той картины, ситуации, которая рисуется с помощью художественного слова, кроется за словом.

Нами был использован прием сравнения одного образа в произведениях разных поэтов. После знакомства со стихотворением М.Исаковского "Ветер", детям были предложены вопросы и задания:

- Что необычного ты заметил в описании ветра? Как вел себя ветер?

- Найди слова в стихотворении, описывающие, что делал ветер. Каким он тебе представляется?

- Выбери слова для его характеристики. Подчеркни: злой, добрый, веселый, шаловливый, мрачный.

Учащиеся выполняли задания на карточках, закрепляя свои мыслительные действия карандашом.

Аналогичная работа проводилась по стихотворению Л.Квитко "Ветер". Затем сравнивались выделенные слова в том и другом стихотворении, а следовательно, и изображение ветра у того и другого автора. Дети сами решали, какой образ им больше понравился. С помощью анализа подчеркнутых слов выяснилась разница в изображении ветра обоими авторами

Далее мы попросили сравнить слова, описывающие действия ветра, дописать, используя текст двух стихотворений.

Ветер (М.Исаковский) - Ветер (Л.Квитко)

Вышел - воет

Постучал - завывает

……… ………

Учащиеся отметили, что в описаниях есть много общего: ветер озорник, он шалит, но у Л. Квитко ветер более сильный и злой, он завывает, буянит. Слова, описывающие ветер, в карточках не были подчеркнуты. Учащиеся делали это сами.

Поэзии свойственно не называть предмет речи, а представлять его как характеризуемое явление. Восприятие, таким образом, углубляется: поверхностные чувства переходят в глубокие. Поэтому, возбуждая своими вопросами в ребенке желание "разгадать", что означает данное слово или выражение, почему так сказал поэт, мы заставляем работать воображение.

Работа над эпитетами начинается с поиска их в произведении: например: "Найдите слова, которыми поэт характеризует раскаты, поток (стихотворение Тютчева "Весенняя гроза, "Каким представляет себе писатель ветер" (Фет "Зреет рожь над жаркой нивой", "Как поэт называет (характеризует) небеса, лес?" (И.Никитин "Встреча зимы". После этого можно предложить учащимся самим подобрать образные определения (эпитеты) к тем или иным предметам, явлениям природы и потом поразмышлять о том, почему для авторов важны были именно "их" слова, например, в стихотворении И.Никитина "Встреча зимы" небеса названы угрюмыми, а не темными.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Теоретические аспекты коррекции речевого дыхания детей с нарушением речи
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного об ...

Экологическая проблематика темы: «S-элементы ПСХЭ» с точки зрения экологии
К блоку S-элементов относятся 13 элементов, общим для которых является застраивание в их атомах s-подуровня внешнего энергетического уровня. Период Группа Главное квантовое число n IA IIА 1 H* 2 Li? Ве 3 Na Mg 4 K Ca 5 RЬ Sr 6 Сs Ва 7 Fr Rа * − необходимые элементы; ** − биогенные элеме ...

Иностранный язык – специфический учебный предмет
Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это «сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru