Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 11

С целью помочь детям проникнуть в настроение произведения, развивать творческое воображение, восприятие стихотворения Фета "Я пришел к тебе с приветом" мы начали с прослушивания грамзаписи "Утро". Просим послушать музыку и попытаться представить себе, о чем она. Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы?

Говорим, что когда слушали ее, вспомнили вот это стихотворение Фета. Далее идет первичное чтение. Спрашиваем у детей, так почему слушая эту музыку, мы вспомнили стихотворение Фета, просим поделиться своими мыслями.

Что вам понравилось в стихотворении? Что запомнилось? Чему вы удивились? О каком времени года пишет поэт? О каком времени суток?

Следующая ступень: подготовительной работы перед чтением – объяснение значений новых для учащихся слов, словосочетаний. Перед чтением стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" нами был использован рассказ учителя, в котором следует разъяснение незнакомых для детей слов.

Фрагмент урока по теме: Ф.Фет "Зреет рожь над жаркой нивой".

Проводим беседу, в которой мы обращаем внимание на то, что речь пойдет о поле, где зреет хлеб. Говорим что это очень красивое и необыкновенное зрелище. А кто когда-нибудь видел это? В какое время года это происходит? Это середина лета, когда самые длинные дни и очень короткие ночи. Как мы уже сказали, что это – необыкновенное зрелище. Оно не оставляет равнодушными тех, кто это видит. Зреющему хлебу, полям, где растет хлеб, по-другому эти поля называют нивами, художники в разные века посвятили немало картин.

Предлагаем детям рассмотреть репродукции И.И.Шишкина – "Рожь", И.И.Левитана – "В поле".

Далее проводим словарную работу с незнакомыми словами:

Око – старое название органа зрения, глаз.

Очи – множественное число от слов око, глаза.

Огнедышащее око – глаз, дышащий огнем.

Можно предварительно записать новые слова для детей на доске, а входе урока показать, объяснить значение, написание.

После проведенной подготовки приступаем к первичному чтению стихотворения. Уточним учебную задачу этапа работы: донести до детей содержание произведения и, главное, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Из всего многообразия методических приемов, используемых на этом этапе (комбинированное чтение, прослушивание текста в грамзаписи и другие), исходя из поставленной задачи, выбираем один, наиболее целесообразный: выразительное чтение стихотворения учителем.

Готовясь к выразительному чтению стихотворения в классе, будем предельно требовательны к себе: наше чтение должно быть таким, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе с текстом.

Кроме этого, чтение учителя – это своего рода образец выразительного чтения для учащихся; дети постараются чутко уловить интонацию, с которой он исполнял стихотворение, а затем скопируют, воспроизведут ее (и это не просто механическое подражание, а подражание через понимание и переживание).

Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.

На этом этапе необходимо выявить уровень восприятия детьми текста художественного произведения, понять, как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что же упустили из виду, на что не обратили внимание и так далее.

Для решения этой задачи используем беседу на основе впечатлений учеников. Вот примерные вопросы: ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Что вам особенно запомнилось? Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? Как выдумаете, с каким чувством поэт рисует картины? И так далее.

После проверки первых впечатлений дадим детям возможность самостоятельно проработать с текстом стихотворения: не спеша прочитать его про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.

Это нужно для того, чтобы ученики внимательнее, глубже вчитались в стихотворение, подготовились к его анализу.

Далее проводим повторное чтение текста с целью совершенствования навыка чтения.

1. 1-2 ученика целиком

2. Парами по строчкам

3. Коллективное чтение вместе с учителем

Анализ стихотворного произведения призван решить следующие задачи:

а) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

б) углубить, расширить образные представления (видения), возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Другое по теме:

Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии
Вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения инвалидов и лиц с отклонением в развитии в обществе, изменению их социального статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть н ...

Оценка эффективности использования аудиовизуальных средств обучения при изложении нового материала по информатике
Аудиовизуальные средства обучения обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. ...

Вооружение педагогов психологическими знаниями
Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности. К категориальному аппарату педагогики высшей школы, помимо общепедагогических, можно отнести профессионально-педагогические категории, такие ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru