Новая педагогика » Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста » Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста

Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста

Страница 2

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

К концу старшего дошкольного возраста у детей должны сформироваться такие этические представления как честность, справедливость, уважительное отношение к труду взрослых, дети должны уметь систематизировать вежливое поведение, знать о противостоянии добра и зла. Дети должны усвоить культуру поведения в общественных местах, транспорте, детском саду и т. д. воспитатель должен развить у детей уважение к старшим, желание и умение слушаться, выполнять их советы, сформировать дружеские отношения со сверстниками, заботливое отношение к младшим. Ребенок должен научиться помнить о своих обязанностях и стараться их выполнять, должен научиться отзываться на горе и радость других людей, правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и литературных героев. Через воздействие самых разнообразных методов ребенок учится доброжелательному отношению к людям разных национальностей, желанию и умению трудиться не только на благо себя, но и на общую пользу, у ребенка должно сформироваться чувство коллективизма, он должен усвоить правила общежития.

Процесс формирования у дошкольников этических представлений протекает с некоторыми особенностями.

1. На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

2. В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

3. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Это позволяет педагогу воспитывать у детей осознанное поведение, подчинённое нормам человеческой морали.

4. Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

5. Возрастает действенность нравственных представлений; Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

ОНР детей 3-х летнего возраста
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне (звукопроизношений, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru