Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Страница 3

Влияние экрана на трансформации детской картины мира особенно рельефно проявляется в детских рисунках, в которых часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка телеэкранные образы.

Экран как абстрактный взрослый (совокупный субъект) активно осуществляет «телеэкранную социализацию», трансформирует детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, порождая квазиотношения вместо гуманных отношений к миру.

Эффект копирования ребенком демонстрируемых агрессивных форм поведения, как правило, является кратковременным. Присутствие взрослого при просмотре информации с элементами насилия, агрессии, контроль за поведением ребенка после восприятия им символического зла уменьшает вероятность возникновения деструктивных действий у ребенка, а обмен впечатлениями от просмотренного между ребенком и взрослым, объяснение ребенку последствий использования агрессивного поведения может свести на нет копирования ребенком воспринятых форм агрессии.

Помимо копирования агрессивного поведения существенным следствием восприятия экранного негатива может стать и уменьшение контроля над агрессивным поведением, снятие запрета для проявлений агрессии. Насмотревшись сцен насилия, ребенок может меньше себя сдерживали в желании нанести вред человеку, что похож на жертву из фильма.

Наблюдение экранного негатива активизирует у зрителя мысли, чувства и воспоминания, связанные с насилием, что, в свою очередь, увеличивает вероятность агрессивного поведения. К тому же частый просмотр негативной информации способствует и потере эмоциональной чувствительности к насилию и к признакам чужой боли. Жертва насилия перестает вызывать сострадание. Ребенок привыкает к агрессии и ее последствиям, он перестает воспринимать его как особую, исключительную форму поведения, оно становится привычным.

Еще одним значительным результатом восприятия экранного негатива являются изменения образа реальности. По результатам исследований, окружающий мир для тех, кто в течение длительного времени получал информацию с элементами насилия, зла, жестокости воспринимается как враждебный по отношению к ним. У таких людей обостряется чувство угрозы, и как следствие - ожидание нападения и высокий уровень готовности агрессивно ему противостоять. Иногда результатом восприятия информации, содержащей элементы насилия, может стать возникновение чувства страха, которое приводит к конформизму, появлении желания подчиняться силе и формированию пассивного отношения к несправедливости.

Таким образом, вследствие восприятия негативных образов на экране агрессивное поведение может стать нормой в решении различных проблемных ситуаций. Усвоение дошкольником смыслов, на которых строится сюжет фильмов, формируют у него конкретные агрессивные установки и при определенных условиях предопределяют поведение.

В результате теоретического анализа проблемы влияния экранных образов на развитие агрессивности дошкольников можно выделить несколько основных аспектов:

Агрессия - намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».

Существует множество причины агрессии в дошкольном возрасте. Основными причинами являются недоброжелательные взаимоотношения родителей с детьми, невнимание к детям со стороны взрослых, чрезмерное диктаторское воспитание. Все это провоцирует ребенка к поиску образов которым они могут подражать.

Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Недостающее общение с родными дошкольники восполняют экранными образами. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное.

Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Профессиональная деятельность и личность педагога
1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения В современной светской педагогической мысли выделяют несколько типичных ролевых позиций, которые занимает или может занимать педагог в процессе своей педагогической деятельности. Согласно этой типол ...

Тестирование по разделу «Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение»
1. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить: 1) в оперативной памяти; 2) во внешней памяти; 3) в регистрах процессора; 4) на дисководе; 5) в контроллере магнитного диска. 2. Электронный блок, управляющий работой внешнего устройства, называется: 1) адаптер (контроллер); 2) драйвер; 3) ...

Становление и развитие программы Интел «Обучение для будущего» в ГБОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им.И.К. Глушкова»
INTEL "Обучение для будущего" ведется в Оршанском педагогическом колледже с 2006 года. Работа обучающей площадки Программы на базе нашего колледжа началась с обучения 12 тьюторов. С 2006 - 2012 годы существования площадки обучено более 1000 человек, среди них преподаватели колледжа, учите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru