Новая педагогика » Элементы математического кружка на уроках математики в 5-6 классах » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Страница 2

- Контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать её сами. Без самоконтроля не возможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Ребёнку необходим пооперационный контроль за правильностью и полнотой выполнения операций ( то есть за учебной деятельностью). При самоконтроле у ученика формируется такая психическая функция, как внимание.

- Оценка. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно её оценивать. При этом нужна следующая оценка своих действий: освоен способ решений задач или нет, какие операции ещё не отработаны.

Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Как считает А.И.Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на неё много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относиться обычно более критично, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериями. Для этого можно использовать такой приём, как взаимная рецензирование, коллективное обсуждение ответов. Но в средних классах такую работу проводить гораздо труднее, так как учебная деятельность не достаточно сформирована в этом оценочном звене, и подростки, ориентируясь дольше на мнение сверстников, не принимают общие критерии оценки и способы использования с такой легкостью, как младшие школьники.

При развитии психических функций, доминирующей в этом возрасте является – мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. А от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Так же в этом периоде завершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. Рассуждая, ребёнок использует операции, но они ещё не формально – логические. Ж.Пиаже называет такие операции конкретными, то есть они могут приниматься только на конкретном, наглядном материале. Этот переход происходит потому что школьное обучение в 5-6 классах строится в основном таким образом, что словесно – логическое мышление получает преимущественное развитие. Образное начало всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) дети, по мнению И.Ю. Кулагиной, начинают делиться на "теоретиков", "мыслителей", "практиков", и "художников". Первые и вторые легко решают учебные задачи в словесном плане. Третьим нужна опора на наглядность и практические действия, а четвертые наделены ярким образным мышлением. Но в основном, у большинства детей равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. По выражению Л.С.Выготского, "житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские ". Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – высший, отличающиеся осознанностью и произвольностью. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение этой системы научных понятий "даёт" развитие, у младших школьников, основ понятийного мышления. Так же его развитие зависит от того, как и чему учат ребенка. К концу этого возраста появляется синтезирующее восприятие. Память в этом возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети не произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. То есть обучение должно строиться с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить широкий круг рациональных способов запоминания. Дети в этом возрасте способны успешно запомнить и воспроизвести непонятный текст. Поэтому при работе с такими детьми необходимо контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс – как какими способами ученик это запомнил.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотив ...

История формирования понятия числа
Несомненно, что для школьной математики число является тем понятием, с которого начинается обучение и которое сопровождает школьника до конца обучения. Понятие целого числа возникло в незапамятные времена. Вначале это было вызвано необходимостью считать конкретные предметы: пять овец, восемь мужчин ...

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru