Педагогика и воспитание » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Анализ творческой деятельности учащихся первых классов как элемент учебной программы

Анализ творческой деятельности учащихся первых классов как элемент учебной программы

Страница 2

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подробные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтоб стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Вот некоторые из них:

- прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

- метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А.Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

- метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например, при изучении речи ребенок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: «какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?» Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какого-либо члена предложения и какой-то части речи. Ребенок может придумать предложение с таким сочетанием либо сказать, что такое сочетание возможно.

По мере возрастания дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. И поэтому мышлением, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Данный вид мышления формируется ориентировочно к 12-14 годам. Для него характерно то, что дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разнообразных аспектов ситуации. Они сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к «застреванию» на неэффективной идее. Сузить зону поиска помогают критериальные правила называемые эвристиками.

При творческом подходе к проблеме можно выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях проблема не всегда определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении – это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов мышления и сравнить их для выбора наилучшего.

урок технология творческий мышление

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Сюжетные задачи, как способ развития интереса у младших школьников
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru